Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
______________________________
"_____"__________________2012 г.
Рабочая программа дисциплины
ЭКОНОМИКА
Направление подготовки
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Казань 2012
1. Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Экономика» являются формирование у обучающихся способностей к выполнению определенных видов деятельности, призванных дать студентам фундаментальные знания концепций и категорий современной экономической теории, закономерностей функционирования рыночной экономики и поведения ее субъектов, механизмов формирования цен и объемов производства на различных типах рынков, взаимосвязи и динамики объемов национального производства, инфляции, занятости и других макроэкономических агрегатов; сформировать методологическую основу для изучения специальных теоретических и прикладных курсов программы, базирующихся на экономической теории; ознакомить студентов с результатами современных научных исследований российских и зарубежных ученых в области экономической науки, микро- и макроэкономического анализа; развивать у студентов способность вырабатывать собственную позицию по актуальным теоретическим проблемам экономической науки и ее практическим приложениям в области экономической политики и развития российского предпринимательства; формировать у студентов навыки аналитической деятельности в области прикладных аспектов экономической теории, умение проводить самостоятельные научные исследования и обобщать полученные результаты, формулировать и обосновывать аргументы в защиту собственной позиции; осуществлять профессиональное общение и коммуникации по вопросам организации и управления собственной профессиональной деятельностью.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Данная дисциплина относится к базовой (общеобразовательной) части профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика»:
Слушатель в процессе изучения дисциплины должен демонстрировать способность и готовность:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
-стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ;
- быть способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач ;
-быть способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки.
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности и возможных социально-экономических последствий;- рассчитывать на основе типовых методик экономические и социально-экономические показатели.
- методологией экономического исследования;
- уметь проводить самостоятельные научные исследования и обобщать полученные результаты, формулировать и обосновывать аргументы в защиту собственной позиции; осуществлять профессиональное общение и коммуникации по вопросам организации и управления собственной профессиональной деятельностью.
4. Структура и содержание дисциплины «Экономическая теория»:
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежут. аттестации | |||
Лекции | Семинары | Сам. работа | КРС | |||||
1 | Общие проблемы экономической теории |
|
||||||
Тема 1. Введение в предмет экономической теории |
|
|||||||
Тема 2. Общая характеристика рыночной экономики |
|
|
||||||
2 | Микроэкономика |
|
||||||
Тема 3. Основы теории спроса и предложения | ||||||||
Тема 4. Теория потребительского поведения |
|
|||||||
Тема 5. Теория фирмы |
|
|||||||
Тема 6. Поведение фирм на разных типах рынков |
|
|||||||
Тема 7. Рынки факторов производства |
|
|||||||
Тема 8. Общее равновесие, эффективность и благосостояние |
|
|||||||
3 |
Макроэкономические проблемы экономической теории |
|||||||
Тема 9. Национальная экономика: механизм функционирования и результаты | ||||||||
Тема 10. Равновесие в экономической системе | ||||||||
Тема 11. Макроэкономическая нестабильность | ||||||||
Тема 12. Государственное регулирование экономики | ||||||||
Тема 13. Международные экономические отношения | ||||||||
|
Контрольная точка | |||||||
|
Экзамен (диф.зачет) | |||||||
Итого часов: |
5. Образовательные технологии:
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки при реализации внеаудиторной работы студентов в рамках дисциплины «Экономическая теория» в учебном процессе используются возможности модуля «Виртуальная аудитория» в ИАС «Электронный университет». Электронный учебник «Экономическая теория» с обучающим тестированием используется студентами для подготовки к проверке знаний по текущей успеваемости с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
Общая трудоемкость дисциплины включает в себя два взаимосвязанных вида учебной нагрузки:
- аудиторная работа, которая состоит из общей и индивидуальной работы. Общая аудиторная работа проходит в виде традиционных форм – лекций и семинаров. Во время аудиторных индивидуальных занятий преподаватель проводит индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а также осуществляет контроль и оценивает результаты самостоятельной работы.
- самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов, которая включает в себя подготовку к текущим аудиторным занятиям – изучение обязательной и дополнительной литературы, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, – и выполнение дополнительных самостоятельных заданий: обучающее тестирование в рамках электронного учебника «Экономическая теория».
В рамках текущего контроля успеваемости проводится оценка знаний студентов по следующим видам работ:
1) семинарские занятия в объеме 15 баллов;
2) внеаудиторная работа (электронный учебник «Экономическая теория») в объеме 20 баллов;
3) контрольная работа проводится в тестовом режиме по окончании изучения каждого раздела дисциплины «Экономическая теория», по результатам выставляется соответствующий балл, оценивающий знания студента. Совокупный показатель составляет 15 баллов.
Пример контрольного задания:
Промежуточная аттестация (экзамен/диф.зачет) по итогам освоения дисциплины проводится в письменной форме и составляет 50 баллов.
Переход от баллов к официальной оценке знаний студентов осуществляется в соответствии со следующей нормативной шкалой:
сумма баллов более 86 – «отлично»
71 – 85 баллов – «хорошо»
55 – 70 баллов – «удовлетворительно»
сумма баллов 54 и менее – «неудовлетворительно».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО
Авторы:
Рецензент: д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономической методологии и истории КФУ Сафиуллин Л.Н.