История кафедры\Кафедра экономической методологии и истории - Казанский (Приволжский) федеральный университет
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1804-1917)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1804-1917)

Открытие в 1804 году Казанского университета было одним из крупнейших событий культурной жизни России. Изучение и преподавание экономических наук в Казанском университете началось с первых лет его существования. Соответственно создавались и видоизменялись университетские структуры. В составе отделения нравственных и политических наук была создана кафедра дипломатики и политической экономии. На отделении словесных наук были кафедры российской и всеобщей статистики совместно с историей и географией. А на отделении физических и математических наук находилась кафедра сельского домоводства. Таким образом, возникшие экономические науки организационно были раздроблены между отделениями. И так продолжалось до 1935 года. В начале XIX века предмет экономической теории в университетских курсах еще не был четко определен. Еще имели место попытки подменить политическую экономию курсом государственного хозяйства. Первым профессором политической экономии был Петр Сергеевич Кондырев (1789-1823) – выпускник Казанского университета. В 1809 г. получил степень магистра (первым в университете). С 1814 г. П.С.Кондырев – профессор университета. Это был передовой, разносторонний ученый, с широким кругозором. Кондырев пропагандировал экономические учения Адама Смита. В 1812 г. он перевел и издал книгу Г.Сарториуса «Начальные основания народного богатства и государственное хозяйство, следую теории А.Смита», со своими примечаниями. В предисловии к своей работе он выражает идеи классической политической экономии, опирающуюся на трудовую теорию стоимости. Издавая перевод книги Сарториуса, Кондырев включил в нее обширную библиографию по политической экономии. Это был первый подобный указатель в России. В одно время с П.С.Кондыревым в Казанском университете преподавал экономические науки и правоведение Иоган-Георг (Иван Егорович) Нейман (1780-1855), уроженец Германии. В 1809 г. он был назначен в Казанский университет ординарным профессором российского правоведения и политической экономии. В 1811 г. переведен в Деритский университет, потом снова в 1814-1817 гг. работал в Казанском университете. Признавая трудовую теорию стоимости А.Смита, он дополнял ее идеями Шторха. И.Е.Нейман считал, что политическая экономия как наука заключает в себе систему сведений, относящихся к искусству управлять государством. В предмет данной науки он включал финансы, торговлю и т.д. 26 июля 1835 г. новым уставом была изменена организационная структура Казанского университета: политическая экономия и статистика были объединены в одну кафедру, которая вошла в состав философского факультета (первое отделение факультета). Во второе отделение этого факультета вошла кафедра технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры. В компетенцию этой кафедры вошли многие конкретно-экономические проблемы. В 40-е годы XIX века курс политической экономии преподавали представители крепостнического направления экономической теории Иван Яковлевич Горлов (1814-1890) и Евграф Григорьевич Осокин (1819-1880). Деятельность И.Я.Горлова в Казанском университете была обширной. Он читал лекционные курсы по политической экономии, теории финансов, всеобщей и российской статистике, опубликовал ряд серьезных работ по разным вопросам экономической теории. Он был автором учебников «Теория финансов» (1841), «Начала политической экономии» (2 тт., 1859-1862). В 1847 г. Горлов переехал в Петербург и стал там профессором университета. В теоретических вопросах политической экономии Горлов придерживался взглядов, близких идеям Сэя, Шторха и Мак-Куллоха, придерживался позиции Мальтуса. Осокин – финансист (1819 - 1880), воспитанник главного педагогического института в Санкт-Петербурге, профессор финансового права 1845-1851 гг., а с 1848 г. – читал и политическую экономию, был деканом Казанского университета. Важнейшие его труды: "Историко-критическое исследование пауперизма" (магистерская диссертация, 1849), "Внутренние таможенные пошлины в России" (Казань, 1850), "Об организации финансового управления в Афинах" ("Ученые Записки Казанского Университета", 1852, том IV; переработка известного сочинения Бёка: "Staatshaushaktung der Athener"), "Несколько спорных вопросов по истории русского финансового права" ("Юридический Сборник", Д.И. Мейера , Казань, 1855), "О поднятии промыслового налога и об историческом его развитии в России" ("Сборник ученых статей в память 50-летия Казанского университета", том II, 1857, и отдельно, ib., 1856). В начале 50-х годов XIX века происходит формирование буржуазно-либерального направления в экономической мысли в Казанском университете, изменяется сама направленность преподавания экономических наук эта перемены связаны с именем И.К.Бабста. Иван Кондратьевич Бабст (1823-1881) – яркий представитель буржуазно-либерального направления в экономической науке, окончил Московский университет, был учеником Т.И.Грановского. По личному ходатайству Грановского Бабст в июне 1851 г. занял кафедру политической экономии и статистики в Казанском университете, где проработал до 1857 года, после чего перешел в Московский университет. Бабст отстаивал экономические и политические права российского купечества. И.К.Бабст – автор многочисленных работ по политической экономии, экономической географии и статистике. Среди них: «Курс политической экономии», М., 1859; «Мысли о современных нуждах нашего народного хозяйства», М., 1860, напечатанные лекции публичных лекций по политической экономии и пр. Как и многие тогдашние экономисты, Бабст определял политическую экономию как науку о народном хозяйстве. Бабст особенно выделял и подчеркивал решающую роль труда в обществе, указывая, что от количества и качества труда зависят успехи народного хозяйства и народного благосостояния. Он отмечал также, что капитал сам по себе не может ничего произвести без труда, а труд не может обойтись без каптала. Большое внимание уделял проблемам кредита и финансовой политики, рассматривал развитие кредитных отношений как одно из важнейших средств ликвидации экономической отсталости России. Большой вклад в развитие экономических идей в Казанском университете внес Александр Казимирович Корсак (1832-1874) – окончил в 1856 г. юридический факультет Казанского университета. С 1857 г. по 1859 г. он работал в Казанском университете, а с 1859 г. – в Московском. Корсак сумел сделать оригинальное, основательное и глубокое исследование проблем тогдашней экономики России. Его работа «О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и в России» (1861) ярко раскрывала процесс развития и переход от простых к более сложным формам промышленности. Это был ответ прогрессивного экономиста на назревшие проблемы промышленного развития Российского государства в условиях перехода к новым для России капиталистическим отношениям. Корсак явился одним из крупнейших прогрессивных статистиков тогдашней России. В 1862 г. был опубликован первый том «Руководства к сравнительной статистике» Г.Ф.Кольба в переводе А.К.Корсака. При этом Корсак коренным образом переделал раздел о статистике России и дал фактически самостоятельное исследование этой проблемы. В 1865 г. Корсак опубликовал составленное им «Первое дополнение к сравнительной статистике Кольба». Под редакцией Корсака вышла целая серия сборников по статистике России по разделам промышленности, торговли, финансов, государственного кредита. Экономические идеи в Казанском университете развивались не только профессиональными экономистами на специальных кафедрах. Их формулировали и ученые других специальностей. Основной трибуной выражения этих идей было Казанское экономическое общество. Деятельность КЭО была многогранной: чтение публичных лекций, собирание библиотек, организация совещаний, сбор статистических сведений и т.д. С 1854 г. КЭО стало издавать свой периодический журнал «Записки Казанского экономического общества», который впоследствии признавался одним из лучших российских журналов. Прогрессивным крылом КЭО были профессора, ученые Казанского университета. Большинство из них известны своими антикрепостническим идеями. Среди них наиболее выделялись Н.И.Лобачевский, А.М.Бутлеров, М.Я.Киттары, А.К.Чугунов. Николай Иванович Лобачевский (1722-1856) был активным членом КЭО. 1840-1855 он был председателем четвертого отделения (вопросы торговли и промышленности) КЭО, а в 1845-1855 одновременно и председателем второго отделения («ученого отделения»). Хотя формальным президентом КЭО считался губернатор или губернский предводитель дворянства, фактически делами общества заправлял Лобачевский. Вел он организационную работу в обществе безвозмездно. Лобачевский выступал решительным сторонником экономического подъема страны, знатоком и практиком строительного дела. В 17 лет – он магистр, в 28 лет – профессор, в 1827-1846 гг. – он ректор Казанского университета. Он был знаком с экономической литературой. С идеями А.Смита он познакомился с помощью П.С.Кондырева. Выступая за развитие промышленности и торговли, за рациональное ведение сельского хозяйства, предполагал найти основной выход в просвещении народа. По его мнению экономическое развитие страны должно базироваться на основе широкого использования достижений естественных и технических наук, ликвидации неграмотности, создании армии ученых, агрономов, инженеров, учителей. Лобачевский выдвинул идею реальной школы в дополнение к дворянской гимназии, он поднял вопрос о развитии профессионального образования. Лобачевский ставил цель, выступая по вопросам просвещения, - добиться такой постановки дела просвещения, которая отвечала бы потребностям экономического развития России. Однако многие идеи Лобачевского в то время не были реализованы. Другой активный член КЭО Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886), великий химик, уделял большое внимание экономическим проблемам. Он написал в «Записки Казанского экономического общества» 14 статей, главным образом, по сельскому хозяйству. Пропагандировал новые агромероприятия, много писал о пчеловодстве. Остро ставил вопрос о заботе предпринимателей о рабочих, которые бедны, необразованны, в силу чего не умеют отстаивать свои права. С начала 1869 г., живя уже в Петербурге, Бутлеров продолжал заниматься экономическими вопросами в рядах уже Петербургского экономического общества. Опубликовал в «Трудах» этого общества ряд статей. Живя в Петербурге, Бутлеров не порвал с Казанским экономическим обществом, оставаясь его членом-корреспондентом и автором статей. Модест Яковлевич Киттары (1824-1880) окончил Казанский университет в 1844 г., оставлен лаборантом у Н.Н.Зинина. Через три года он уже читал лекции по химии и технологии. С 1850 г. – профессор. Киттары был убежденным сторонником тесной связи науки с жизнью. Он обстоятельно изучал постановку дела на многих промышленных предприятиях Казани, Москвы, знакомился с развитием технологии и состоянием предприятия в Англии во время своей поездки на всемирную выставку 1851 года. После смерти Лобачевского он стал фактическим руководителем общества, душой и инициатором его наиболее важных начинаний. Он занимался вопросами развития промышленности. Вся его деятельность в КЭО была подчинена цели повысить технику и культуру отечественной промышленности. Киттары был автором проекта стеаринового завода, по которому был построен завод Крестовникова. В своих публикациях в Казани и в Москве, куда он перешел в 1857 г., он защищал принцип частной собственности и свободной конкуренции, указывал на необходимость развития народного образования. Последователем Киттары в Казанском университете и Казанском экономическом обществе был его ученик, профессор технологии Андрей Кириллович Чугунов (1827-1898). С 1857 г. он сменил Киттары в должности профессора кафедры технологии, много внимания уделял А.К.Чугунов экономическим проблемам. В 1859-1884 гг. он исполнял должность секретаря Казанского экономического общества. Опубликовал ряд работ экономического характера. Особенно известен его «Исторический обзор правительственных мер к развитию земледелия в России» (1858). Стержневой идеей А.К.Чугунова была мысль о том, что сельское хозяйство является основой народного благосостояния. Пути развития земледелия он связывал с прогрессом промышленности, торговли и транспорта. Объявлял себя сторонником фритредерской политики. С конца 60-х годов Чугунов издавал и редактировал «Казанский биржевой листок». До конца жизни сохранил свои либеральные взгляды. Одна из наиболее ярких страниц истории Казанского университета связана с именем А.П.Щапова. Афанасий Прокофьевич Щапов (1830-1876) родился в Иркутской губернии, в 1856 г. он окончил Казанскую духовную академию и был оставлен там же для преподавания русской истории. В 1856 г. он защитил диссертацию, темой которой был раскол русской православной церкви. Большое влияние на взгляды Щапова оказали труды И.Т.Посошкова, М.В.Ломоносова, идеи А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Осенью 1860 г. А.П.Щапов начал преподавать русскую историю в Казанском университете. Лекции Щапова в университете были проникнуты идеей народности. В них смело ставились острые и злободневные экономические, социальные и политические вопросы. Щапов пробыл в Казанском университете лишь один учебный год – с 1860 по 1861 год. Но с его именем, связан наивысший подъем революционно-демократического движения студентов Казанского университета в 60-е годы прошлого века. Весной 1861 г. в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии было расстреляно царскими войсками выступление крестьян. Радикальное казанское студенчество устроило 14 апреля 1861 г. в Куртинской церкви демонстративную панихиду по погибшим крестьянам, где с яркой речью выступил А.П.Щапов. Многие участники панихиды были подвергнуты репрессиям, в том числе и Щапов, высланный под полицейский надзор в Петербург для решения его дальнейшей судьбы. Первоначально власти намеревались заточить Щапова в монастыре, но протесты демократической общественности заставили их пойти на уступки. Щапов был выслан в Сибирь. В течение 12 лет, до самой смерти Щапов жил в Иркутске. В последние годы жизни Щапов уделял большое внимание истории экономической мысли. Он подверг анализу взгляды Джона Стюарда Милля, критиковал Мальтуса. Ему были особенно близки воззрения Н.Г.Чернышевского. Он был знаком с трудами К.Маркса, отмечал его заслуги как знатока вопросов кооперации труда и глубокого исследования политико-экономической истории. А.П.Щапов не ограничивался анализом аграрных отношений в России. Он исследовал также проблемы промышленного прогресса России, совершенствования кредитно-финансовой системы, экономического развития российских регионов. Промышленное развитие России он непосредственно, связывал с одной стороны, с ростом производительности труда, а с другой стороны, с просвещением трудящихся. В Казанском университете, как и во всей России, наблюдается преемственная связь, соединяющая 60-е и 80-е годы XIX века. Прогрессивные люди 70-х–80-х годов формировали свои воззрения под влиянием идей революционного демократизма, воспитываясь на традициях 60-х годов. В революционных студенческих кружках в 80-е годы, наряду с работами Герцена, Добролюбова и Маркса, изучались и работы Щапова. Новый устав Казанского университета был утвержден в 1863 г. Был значительно расширен состав кафедр на каждом факультете. Преподавание экономических наук было сосредоточено на юридическом факультете: в учебный план входили политическая экономия, статистика, финансовое право, делившееся на теорию финансов и русское финансовое право. С этих пор политическая экономия и статистика надолго заняли свое место на юридическом факультете. Виднейшим представителем официальной экономической науки того периода был профессор политической экономии и статистики Юлий Антонович Микшевич (1824-1878), преподававший в Казанском университете с 1857 г. по 1878 г. Еще перед реформой освобождение крестьян Микшевич предлагал провести без жертв со стороны государства и без убытка для помещиков. Его позиция в крестьянском вопросе соответствовала официальному правительственному курсу. В своих политико-экономических взглядах он стоял на платформе исторической школы политической экономии 40-х–60-х годов, основное внимание уделял не производству, а сфере обращения. Ю.А.Микшевич 1863 г. по 1873 г. исполнял обязанности декана юридического факультета. Он был одним из деятельных участников Казанского экономического общества. Петр Андреевич Никольский (1858-…) занимал должность на кафедре политэкономии и статистики с 1890 года. Известны его работы: «О кустарном производстве в России» (1890), «О предмете политической экономии» (1891), «О денежных кризисах при бумажном и металлическом обращении» (1900), «Золотые деньги в России» (1901). Георгий Карлович Штер (1857-1898) – профессор политической экономии и статистики в 1891-1898 гг. Обе свои диссертации (магистерскую и докторскую) он посвятил русской артели. Он ставит артель в связь с первобытной семьей, и корень ее усматривает с семьеподобной организации лиц, по каким-либо причинам оторванных от родных семейств и создающих в артельной форме суррогат семейного уклада. Г.А.Штер – сторонник австрийской школы политической экономии. Его научная и преподавательская деятельность оборвалась преждевременной смертью от чахотки в 1898 г. Владимир (Владислав) Францевич Залесский (1961-1922) – приват-доцент, а затем – профессор политической экономии Казанского университета. Основной труд – «Учение о происхождении прибыли на капитал» (4 выпуск, 1893-1898), в котором зарекомендовал себя сторонником психологической школы. Залесский рассматривает объективные свойства вещей как продукт психической деятельности человека. Ценность он определял как свойство, приписываемое человеком объектам внешнего мира, которые совмещают три качества: полезность, известность о них людям и доступность (редкость). Они и определяют, по Залесскому, меновую ценность. Залесский именовал свою теорию «тройственной теорией». В отличие от теоретиков австрийской школы, Залесский различает индивидуальную и социальную потребительскую и меновую ценности. По Залесскому, индивидуальная потребительская ценность – это та ценность, которую благо вообще имеет для людей в средних условиях их существования. С субъективных позиций Залесский рассматривает и остальные экономические категории (прибыль, проценты и др.). Другая работа Залесского «Теория бумажно-денежного обращения» (1896). Александр Александрович Овчинников (1874-…) окончил Казанский университет в 1897 г., с 1900 года преподавал статистику, а затем политэкономию, 1913 г. – профессор. Продолжил работу в Казанском университете в советское время. Основные труды: «Элементарный курс статистики» (1907), « К учению о соединении труда» (1912). Борис Евгеньевич Будде (1889-…) – профессор кафедры государственного и местного хозяйства. В Казанском университете – с 1913 г. Продолжал работу в университете в советское время. Основные труды: «К учению о налоге на наследство» (1909), «Учение о ценности в системе Рикардо» (1914).

В конце XIX века – начале XX веков экономические науки в России, в том числе и в Казанском университете, переживают сложное время. Разногласия между дворянской властью и буржуазной профессурой имели место и по вопросу о высшей школе, и, в частности, об экономическом образовании. В течение многих лет бесплодно обсуждался проект устава российских университетов. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. действовал университетский устав 1884 г. Кое-какие поправки «явочным порядком» в устав вносились, особенно после революции 1905 г., но потом снова забирались обратно. С приходом к руководству министерством народного просвещения Л.А.Кассо, устав 1884 г. прочно законсервировался. Экономическое образование в стране серьезно отставали от потребностей жизни. Повсеместно развивалось коммерческое и техническое образование, возникали, в том числе и в Казани, технические и коммерческие училища, требовались квалифицированные кадры экономистов, а экономическое образование в университетах не отвечало запросам жизни. В 1889-1890 гг. Русское техническое общество в Петербурге созвало I съезд деятелей технического и профессионального образования России. Участники съезда отмечали, что рост коммерческого и технического образования серьезно отставал от развития торговли и промышленности в стране. Конкуренция на внутреннем и международном рынках диктовала необходимость поднять уровень специального коммерческого и технического образования в России. Однако царское правительство допускало развитие только низшего коммерческого и технического образования, отказывалось создавать высшие экономические заведения и факультеты. Лишь после революции 1905 г. была организована подготовка экономистов на юридическом факультете Московского университета. Московские коммерческие курсы были преобразованы в коммерческий институт, учрежден Киевский коммерческий институт, возникли Высшие коммерческие курсы в Петербурге, расширился прием студентов на экономическое отделение Петербургского политехнического института. Юридический факультет Казанского университета, как и Московского и других университетов, по характеру своих лекционных и семинарских занятий, перерос рамки юридических дисциплин. Однако царское правительство остерегалось создания не только экономического факультета, но и создания специального экономического отделения в составе юридического факультета. Экономический факультет в Московском университете был создан несколько десятилетий спустя, а в Казанском – еще позднее. Серьезным недостатком системы экономического образования в России в начале XX века было недостаточное развитие, почти отсутствие конкретных наук и учебных дисциплин. Слабость прикладной экономики задерживало экономическое развитие страны, ослабляло ее в международном плане.

x