На стратегической сессии «Коммерциализация технологий, инновационный потенциал российских вузов», прошедшей 22 сентября в рамках XXI семинара-конференции Проекта 5-100, обсуждались вопросы, связанные с ключевыми аспектами коммерциализации научных исследований и технологических разработок вузов.
Участники сессии обсудили следующие вопросы: способствует ли университетская среда генерации инноваций? С какими трудностями сталкивается ученый при выходе на рынок? Что необходимо для успешного развития технологической компании? Есть ли у ученых заинтересованность реализовывать бизнес-проект совместно с вузом?
Открывший сессию Алексей Волостнов, директор филиала Frost&Sullivan в России, сделал акцент на изменения, происходящие в российских вузах на протяжении последних лет, на новые форматы отношений университетского сообщества с бизнесом и властью. Превращение научных и технологических результатов в экономические, монетизация научного знания – задачи, которые стоят на повестке дня перед всеми университетами России.
В стратегической сессии приняли участие представители вузов из разных регионов России и зарубежных стран. В докладе «Практика коммерциализации технологий в зарубежных вузах и исследовательских организациях» Анкит Шукла, руководитель глобальной практики TechVision, Frost&Sullivan, отметил, что инновационные технологии зачастую воспринимаются нами как вызов, однако они же создают новые рыночные возможности. Для создания инновационных решений бизнес должен сотрудничать с новыми для себя партнерами, отслеживать развитие новых технологий и лучше понимать, как их конвергенция создает рыночные возможности на миллиарды евро.
В рамках сессии были представлены три кейса научных групп БФУ им.И.Канта, использующих различные инструменты поддержки и находящихся на этапе коммерциализации своего продукта. Снигирев Анатолий, заведующий лабораторией рентгеновской оптики и физического материаловедения БФУ им. И. Канта представил проект «Высокоразрешающая оптика для рентгеновских мега-установок 3-го и 4-го поколения» с точки зрения возможностей использования прикладных результатов исследований для выпуска коммерчески востребованного продукта. Сотрудники университета Шитц Дмитрий и Пузаков Александр, презентовали проекты в сфере биомедицины и ИТ, получили для начала своей предпринимательской деятельности хороший старт в виде акселерационных программ GenerationS (РВК) грантов Фонда содействия инновациям, а также региональных грантов.
Федеральные инструменты поддержки технологических стартапов, формирование инновационной экосистемы, развитие института технологических брокеров, встраивание университетов в процессы обновления бизнеса российских регионов – те моменты, на которые обратил внимание Олег Мальсагов, хедлайнер трека TechNet GenerationS. Нина Яныкина представила уникальный для российской инновационной экосистемы опыт Университета ИТМО, где инструментом коммерциализации разработки выступил учредительный вклад в малое инновационное предприятие, который впоследствии был успешно продан.
Эффективность процессов коммерциализации инновационных разработок и технологий позволяет укрепить научную репутацию вуза, его финансовую устойчивость, а также включенность в решение задач устойчивого социально-экономического развития региона – об опыте Омского государственного технического университета рассказал Гончаренко Александр, начальник Управления инновационных проектов и коммерциализации технологий.
Кабакова Елена, директор Центра развития технологического предпринимательства и инновационных проектов БФУ им. И. Канта, рассказала о взаимодействии структурных элементов: «вуз-бизнес-власть» в Калининградской области через призму государственных интересов во взаимодействии университетов и предприятий реального сектора экономики. Большинство государственных программ всех ведомств, субсидирующих бизнес-проекты, направлено на усиление взаимодействия университетов и промышленности, вовлечение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности и стремление направить ВУЗы в русло решения проблем реального сектора.
Сессию закончил своим выступлением о моделях сотрудничества бизнеса и университета в формате IT-парка и IT-институтаЖилин Ярослав, руководитель ООО «Базис Инжиниринг Групп» из г. Орел. Создав инжиниринговое предприятие, получая заказы крупных производств, команда молодых специалистов столкнулась с проблемой внедрения российских технологических решений и их дальнейшим обслуживанием. Так появилось решение создавать команды в университете, вести профильное обучение, разбирать реальные кейсы, разрабатывать коробочные решения по автоматизации процессов.
Присутствовавшие на стратегической сессии участники активно вступили в обсуждение возможностей коммерциализации разработок как на площадке БФУ им. И. Канта, так и других университетов, поднимали вопросы о необходимости формирования в вузе предпринимательской среды и инновационной экосистемы в регионе в целом, о согласовании регионального и университетского стратегического видения.