В рамках дисциплины «Методика химии» были разработаны и представлены три мастер-класса по организации научно-исследовательской групповой работы в обучении химии.
В этом учебном году мы продолжили организацию и проведение мастер-классов по подготовке будущих учителей химии. В рамках дисциплины «Методика химии» (преподаватель – Космодемьянская Светлана Сергеевна, доцент кафедры химического образования) для обучающихся группы 07-911 были представлены три мастер-класса по организации научно-исследовательской групповой работы в обучении химии 8-10-х классов.
Мастер-класс использовался как нетрадиционный метод обучения и процедура проведения конкретного занятия для совершенствования педагогического мастерства.
24 ноября 2021 года состоялся мастер-класс дистанционного внеклассного мероприятия для учащихся 8-го класса по теме: «Основные классы неорганических соединений». Автор, разработчик и реализатор – Саттарова Гульчачак Альбертовна. В ходе мастер-класса применялись элементы педагогических технологий: технология развития критического мышления, игровые технологии, технология проблемного обучения. Студенты выступали одновременно как ученики 8-х классов и как учителя химии. В первой части мастер-класса ученики выполняли разноуровневые задания в игровой форме индивидуально и по парам, во 2-ой – выполняли домашний химический эксперимент. Задания первого уровня – это базовый стандарт, второй – уровень повышенной сложности, который предполагает выполнение заданий по совершенствованию изученного и развитие логического мышления. Третий уровень – практический (при соблюдении ПТБ). По окончанию мастер-класса были проведены анализ / самоанализ мероприятия и анкетирование – рефлексия.
1 декабря 2021 года прошел мастер-класс на тему «Влияние кислотных осадков на экологию планеты» для 9-х классов, автором, разработчиком и реализатором которого выступила Лебедева Ксения Васильевна. Учитель, выступая перед коллегами, уделила внимание анализу тем школьного курса химии с позиций формирования экологической культуры обучающихся. Для практической части был смоделирован пример механизма образования кислотных дождей. В качестве экспертов выступили группы учителей химии (по 4 человека), которые провели эксперимент с применением командной и индивидуальной форм работы. Мини-проекты выполнялись с выявлением действия кислот на ряд образцов – железные опилки, пластмасса, карбонат кальция (и в виде скорлупы) и др. При организации познавательной деятельности обучающихся демонстрационный эксперимент мотивирует дальнейший процесс обучения, а исследовательский эксперимент основан на своеобразных опорах – раздаточном материале. Группам были предложены практико-ориентированные задания по формированию экологической культуры обучающихся. По результатам мастер-класса были сделаны выводы и проведена рефлексия.
8 декабря 2021 года мастер-класс «Развитие познавательного интереса у обучающихся на уроках химии» был направлен на выявление эффективности вариативных форм и методов обучения для развития познавательного интереса и критического мышления у обучающихся. Автор, разработчик и реализатор – Мельничук Олеся Андреевна. В ходе занятия был продемонстрирован фрагмент урока для 10 класса естественно-научного профиля. При решении кейсов учителям химии было предложено преобразовать задания для учеников гуманитарного профиля. Далее представлено задание для решения нестандартной ситуации с использованием слайд-шоу и с применением меж- и метапредметных связей. Неотъемлемой частью проведения фрагмента урока было использование красочного химического эксперимента, проводимого в сформированных группах. После завершения мастер-класс учителя прошли опрос в Гугл-формах в качестве рефлексивной оценки занятия.
В конце занятий мастер-класса в рамках дисциплины «МХ» студенты, как будущие учителя химии, подвели общие итоги.