Кафедра электроэнергетики и электротехники\Высшая техническая школа - Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Портал КФУ \ Образование \ Набережночелнинский институт
  • Портал КФУ \ Образование \ Набережночелнинский институт
О кафедре

Заведующий кафедрой - Башмаков Дмитрий Александрович.

Кафедра создана в 1982 году. На сегодняшний день на кафедре обучаются 394 студента, из них 204 студента на дневном отделении и 190 студентов на заочном отделении.

Кафедра электроэнергетики и электротехники готовит бакалавров по направлениям подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (профили «Электроснабжение», «Диагностика и эксплуатация электрического и электронного оборудования автомобилей», «Электромобили») и магистров по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» (профиль «Электроснабжение промышленных предприятий и систем»).

Востребованность специалистов по профилю «Электроснабжение» обусловлена тем, что важнейшей проблемой электроснабжения является качество электроэнергии и её надёжность. Вырабатываемая электроэнергия проходит долгий путь от электростанции к конечному потребителю, и чем дальше от источника, тем больше риск возникновения проблем с качеством и надёжностью электроснабжения.

Поэтому необходимость в специалистах, способных работать по направлению: электроустановки, питающие и распределительные сети, обеспечивающие подачи электроэнергии непосредственно отраслевым объектам в целом их технологическим комплексам и электроприемникам промышленных предприятий всех технологических назначений, городам, населенным пунктам иных типов и сельскохозяйственным районам и производствам является актуальным.

После окончания вуза выпускник может работать в ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, конструкторских бюро, в энергетических отделах заводов, в электроизмерительных и испытательных лабораториях промышленных предприятий, научно-исследовательских институтах, наладочных управлениях, различных АО, ООО, МП и ФГУП ГУ, ведущих разработки новых информационных технологий производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии т.п.

Срок обучения бакалавра 4 года, форма обучения очная на базе полного среднего образования. Имеются бюджетные места. Предусмотрена заочная форма обучения 5 лет на базе полного среднего образования и 3 года на базе высшего образования. По заочной форме обучения также предусмотрены бюджетные места.

Востребованность специалистов по профилю «Диагностика и эксплуатация электрического и электронного оборудования автомобилей» обусловлена тем, что важнейшей проблемой эксплуатации и обслуживания электрооборудования автомобилей становится все большее внедрение электрической оснащенности автомобилей и повышенная сложность электрических и электромеханических устройств автомобильной техники. Современный автомобиль нашпигован датчиками, системами ABS, EBD, ESP – система курсовой устойчивости, EPS – электроусилитель руля различных производителей. В современных условиях необходимы высокопрофессиональные специалисты, способные точно и быстро определять возникающие неисправности и устранять их при помощи специализированной аппаратуры, проводить контроль и диагностику автомобильной электроники. Для обеспечения качественного обучения кафедра обеспечена современными стендами и устройствами по диагностике и проверки работоспособности электрооборудования автомобилей, многие из которых являются уникальными научными разработками ведущих специалистов страны по автоэлектроники. Кафедра осуществляет тесное сотрудничество с Тольяттинским государственным университетом (АвтоВАЗ) в данном направлении.

Выпускники по данному профилю смогут эффективно работать в автотранспортных и автосервисных предприятиях (ПAO «КАМАЗ», ООО «Ньютон», ООО «РОСЬ-авто» (TOYOTA), OOO «ТТС»), в отделах электромеханического и электронного оборудования автомобильных заводов, в проектных и научно-исследовательских организациях.

Срок обучения бакалавра 4 года, форма обучения очная на базе полного среднего образования. Имеются бюджетные места.

Востребованность специалистов по профилю «Электромобили» обусловлена тем, что многие крупные автопроизводители постепенно отказываются от классических бензиновых и дизельных моторов, переводя свои модели на электрическую тягу, в России ведется активная работа по популяризации электромобилей и развитию данной инфраструктуры.

Электромобили имеют массу преимуществ перед автомобилями с двигателем внутреннего сгорания: мощность, внутреннее пространство автомобиля, не надо проходить техобслуживание. Главное их достоинство - дешевизна обслуживания, поскольку электроэнергия стоит существенно меньше бензина при прочих равных. 

Скорость зарядки батареи - предмет постоянных оптимизаций. Еще несколько лет назад это было главным препятствием для массового использования электромобилей, а сегодня это можно делать за считанные минуты. 

Следующий шаг развития электромобилей - отказ от человека-водителя и полный переход на автопилот. Человек неэффективно расходует энергию, например, за счет резких остановок, ускорений и т.п. Если управление автомобилем доверить компьютеру, то расход заряда батареи будет оптимизирован, и время работы автомобиля без подзарядки будет увеличено. 

На электрический ход активно переводят и государственные автопарки - коммунальную технику, автобусы и такси - это выгодно городам вследствие низких эксплуатационных затрат и безвредности для экологии.

Цена электромобилей перестала быть ограничением - многие модели уже сегодня дешевле "бензиновых".

За последние годы материально-техническая база кафедры обновлена современными стендами, приборами, установками. Аудитории оборудованы мультимедийным оборудованием; обновлён компьютерный класс.

Кафедра активно сотрудничает с другими вузами России, такими как: ТГУ, МАМИ, УГАТУ, КНИТУ им. Туполева, Пермский национально-исследовательский университет, СПбПУ им. Петра Великого, МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В настоящее время на кафедре трудятся 19 преподавателей, из них доктор наук – Сафронов Н.Н., 12 кандидатов наук – Башмаков Д.А., Ахметсагиров Р.И., Ахметшин Р.С., Галиакбаров А.Т., Гумеров А.З., Заболотская Н.Н., Ильин В.И., Насибуллин Р.Т., Савицкий С.К., Садриев Р.Ш., Фатыхов К.З., Шакиров Ю.И и 4 старших преподавателя – Анчугова А.Ф., Дрогайлова Л.Н., Валиев Р.И, Хафизов А.А., 2 ассистента – Сайфутдинов З.Г., Новиков Д.Ю.

На кафедре ведётся научно-исследовательская работа по направлениям: «Разработка плазменной электротермической установки с жидким электродом для поверхностного упрочнения, прошивки, очистки и получения ферромагнитных порошков», «Разработка, монтаж, наладка, пуск технологических мероприятий по уменьшению реактивных мощностей электродвигателей и рекомендации по оптимизации эксплуатации» и «Разработка автономной системы электроснабжения с помощью аэроветроустановок», «Разработка гибридной лазерно-полевой технологии».

Сотрудники кафедры имеют практический опыт и ведут проектирование систем электроснабжения. Разрабатывают такие разделы проектной документации как ЭС, ЭМ, ЭК. ЭГ, ЭН, ЭО, ТМ. Кафедра является основной в поддержке членства в СРО «Основа Проект».

Выполняются хоздоговорные работы по улучшению качества электроэнергии и энергосбережения.

Получено более 30 патентов на изобретения и свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ.

Руководитель:Башмаков Дмитрий Александрович
Телефон:(8552) 39-65-71
E-mail:JIShakirov@kpfu.ru
Адрес:г. Набережные Челны, пр. Мира 68/19 (1/18), каб. 301
Положение:открыть файл