При кафедре производственного менеджмента существует также лаборатория бережливого производства “Lean-лаборатория, расположенная в инжиниринговом центре КФУ (г. Набережные Челны, пр. Мира, д.13А, УЛК-5, каб. 105, 106).
Благодаря опыту японской корпорации Toyota и интерпретации ее идей «бережливое производство» сегодня рассматривается как наиболее эффективный, надежный и малозатратный путь компаний к выходу из кризиса, повышению конкурентоспособности и занятию лидирующих позиций. В настоящий момент концепция «Lean production» успешно внедрена во многих ведущих зарубежных предприятиях. Данная концепция, названная у нас «Бережливое производство», представляет собой западную интерпретацию особой системы организации производства, разработанной японской автомобильной фирмой Toyota (Тойота) и известной как Производственная система Toyota или Toyota Production System (TPS).
В лаборатории бережливого производства "Lean-лаборатория" КФУ формируются такие компетенции как: бережливое производство: принципы, философия; бережливый офис (Лин-офис); картирование потока создание ценности; управление потоками; всеобще обслуживание оборудования (ТРМ); система 5S; выравнивание производства; канбан; точно вовремя и др. Реализация инструментов и методов, развиваемых в лаборатории, позволяет на практике сократить затраты на 30%, высвобождение производственной площади на 35%, сократить незавершенное производство на 50%, сократить отходы и брак на 40%, сократить производственный цикл на 50%, обеспечить рост эффективности оборудования на 25%, сократить трудозатраты на 25%, снизить транспортные расходы на 45%, снизить время переналадки на 70%, снизить ошибки при обработке заказов на 60%, сократить запасы на 70%, обеспечить рост уровня корпоративной культуры.
Целью создания учебно-исследовательской лаборатории бережливого производства является учебный процесс, подготовка бакалавров и магистров по профилям «Бережливое производство», «Производственный менеджмент», «Логистика» направления “Менеджмент”, создание центра компетенции по бережливому производству, формирование научной школы и кадровых резервов, стимулирование совместной научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников, аспирантов и студентов в области управленческих и организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, сокращению цикла производства, повышению качества выпускаемой продукции и сокращению затрат на производство.
Лаборатория бережливого производства "Lean-лаборатория» уникальна тем, что в основе обучения лежит имитация процессов, наиболее реалистично повторяющих типичное положение дел в компании.
Лаборатория «Бережливое производство» – это учебный центр практического обучения принципам и инструментам Лин. Лаборатория имеет советующее оснащение для изучения производственных и офисных процессов, логистических операций: вертикальные стеллажи с инструментами, межоперационный транспорт, столы для сборочных работ, доски с чек-листами для сбора и анализа данных, складское оборудование и т.д.
Лаборатория «Бережливое производство» КФУ имеет большое значение для развития региона. Для предприятий, входящих в ИНОКАМ, проводится обучение по программам дополнительного профессионального образования. В лаборатории проходила подготовка Лин-тренеров предприятий производственной и непроизводственной сферы города в рамках проекта «Набережные Челны – город устойчивого развития».
Базовыми дисциплинами для промышленного моделирования производственных и технологических инфраструктур, материальных потоков и бизнес-процессов являются:
- “Бережливое производство”;
- “Лин-менеджмент”;
- “ Организация производственных систем”;
- “ Инструменты лин-менеджмента”;
- “ Управление организационными изменениями ”;
- “ Синхронизированное производство”;
- “ Корпоративная культура”;
- “Логистика”;
- “Управление качеством”;
- “Операционный менеджмент на предприятии”.
Учебно-исследовательская лаборатория “Lean-лаборатория” включает обучающий комплекс “Lean-лаборатория”, который состоит из следующих обучающих комплектов “Завод по сборке бензонасосов”, “Оперативное управление”, “Организация рабочего пространства и Визуализация”, “Безопасность” , “Логистика” и “Офис”. Критериями и индикаторами результативности использования таких обучающих комплектов являются совершенствование учебного процесса, внедрение активных форм обучения, приобретение навыков исследовательской работы студентов.