Научная деятельность\Кафедра автомобилей - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Научная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

 

В сфере научно-исследовательской деятельности Кафедра выполняет следующие функции:

– организация научной и инновационной деятельности преподавателей и работников по направлениям Кафедры и ежегодное подведение итогов;

– руководство научно-исследовательской работой обучающихся;

– подготовка и переподготовка научных и научно-педагогических кадров;

– рассмотрение диссертаций, представляемых к защите работниками Кафедры или другими соискателями;

– подготовка заключений и рецензий по научно-исследовательским работам как работников Кафедры, так и работников других организаций по поручению руководителя основного структурного подразделения, а также рекомендаций для опубликования подготовленных научных работ;

– подготовка и обсуждение программ кандидатских экзаменов, участие в работе экзаменационных комиссий по приему кандидатских экзаменов;

– осуществление сотрудничества с российскими и зарубежными научными учреждениями, организациями и образовательными центрами в установленном в КФУ порядке;

– интеграция научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки специалистов.

 

Сведения о кадровом научном потенциале кафедры

ФИО

Ученая степень, шифр научной специальности

Направление исследований

Калимуллин Руслан Флюрович

доктор технических наук 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

Исследование эксплуатационных свойств и надёжности силовых агрегатов автомобиля

Кулаков Александр Тихонович

доктор технических наук 05.20.03 - Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве

Повышение надежности автомобильных двигателей и эффективности технического обслуживания и ремонта автомобилей, узлов и агрегатов

Никишин Вячеслав Николаевич

доктор технических наук

05.04.02 - Тепловые двигатели

Прочность, динамика, крутильные колебания автомобилей и их двигателей

Басыров Руслан Рамилевич

кандидат технических наук

05.05.03 - Колесные и гусеничные машины

Повышение комфортности автомобиля

Мавлеев Ильдус Рифович

кандидат технических наук

05.05.03 - Колесные и гусеничные машины

Автоматические трансмиссии с динамическими связями.

Гидрогибридные силовые установки транспортных средств

Павленко Алексей Петрович

кандидат технических наук

05.07.02 - Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов

Исследование эксплуатационной нагруженности и усталостной долговечности элементов конструкции грузовых автомобилей

Румянцев Валерий Владимирович

кандидат технических наук

05.07.05 - Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов

Совершенствование систем воздухоснабжения и экологических показателей современных дизелей

Салахов Ильдар Ильгизарович

кандидат технических наук

05.05.03 - Колесные и гусеничные машины

Автоматические трансмиссии с динамическими связями. Дифференциальные зубчатые и гидромеханические вариаторы

Хлюпин Виктор Борисович

кандидат технических наук

05.04.02 - Тепловые двигатели

Улучшение экологических показателей автомобильных дизелей

Барыкин Алексей Юрьевич

кандидат технических наук 05.05.03 - Колесные и гусеничные машины

Исследование эксплуатационных свойств и надёжности агрегатов трансмиссии грузовых автомобилей

Барыльникова Елена Петровна

кандидат технических наук 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

Методология диагностирования автомобильного двигателя в эксплуатации по параметрам масла в системе смазки

Галиев Радик Мирзашаехович

кандидат технических наук 05.05.03 - Колесные и гусеничные машины

Научные основы совершенствования предиктивной диагностики грузовых автомобилей

Илдарханов Радик Фанисович

кандидат технических наук 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

Исследование влияния технического состояния подвижного состава на показатели транспортного процесса

Нуретдинов Дамир Имамутдинович

кандидат технических наук 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

Методология оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания с применением бортовой системы

 

Научно-исследовательская деятельность осуществляется:

по направлениям исследований паспортов научных специальностей:

2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели

2.5.11 Наземные транспортно-технологические средства и комплексы

2.9.5 Эксплуатация автомобильного транспорта

в рамках передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех»:

в научно-учебной лаборатории декарбонизации:

1. Расчетные исследования с использованием современного программного обеспечения в одномерной и трехмерной постановках задач, в области моделирования рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания, гидро- и газодинамических исследований систем, анализа напряженно деформированного состояния узлов и агрегатов транспортных средств на предмет: снижения механических потерь; оптимизации рабочего процесса ДВС; анализа внутрицилиндровых процессов; оптимизации акустического шума; гибридизации систем.

2. Повышение топливной экономичности и экологической безопасности:

- исследование качества топливо-смазочных материалов и применение альтернативных видов топлив, и возможности их применения в современных энергетических установках; теоретические и практические вопросы сертификации качества эксплуатационных материалов, используемых в современных АТС;

- проведение стендовых исследований системы выпуска и нейтрализации отработавших газов с целью достижения требований перспективных экологических классов, а именно требований по холодному пуску и работе в условиях низких отрицательных температур;

- проведение испытаний по повышению надежности и эффективности работы компонентов и систем двигателей, а также улучшение пусковых характеристик ДВС;

- проведение стендовых исследований ДВС с целью измерения концентрации сажи в отработавших газах и определения массового выброса твердых частиц по всему диапазону работы двигателя по нагрузочным и скоростным режимам.

3. Разработка документации на энергоэффективные узлы и агрегаты двигателей внутреннего сгорания.

 

в учебной лаборатории промышленного дизайна транспортных средств:

1. Проектирование стилевых решений экстерьера и интерьера концептуальных автомобилей, генерирование идеи и моделирование поверхности.

2. Выявление художественно-образных и стилистических принципов технической эстетики, применяемых при разработке транспортных средств в соответствии с функциональными, эргономическими и техническими характеристиками.

3. Создание креативных продуктов для автомобилестроения: изготовление макетов в масштабе визуализации, создание автомобилей в виртуальной реальности.

 

Сведения о НИОКР с участием сотрудников кафедры

Годы

Тема НИОКР

2016-2017

Разработка математических моделей и алгоритмов обработки информации о техническом состоянии узлов и агрегатов по данным эксплуатационных испытаний автомобилей КАМАЗ

2017

Разработка рекомендаций по снижению расхода масла, прорыва продуктов сгорания топливно-воздушной смеси в картер двигателя, улучшению приработки деталей цилиндропоршневой группы в газовых двигателях КАМАЗ-820.73-300 и высокофорсированных дизелях КАМАЗ-740.354-450, КАМАЗ-740.50-360 и КАМАЗ-740.14-300 на основе анализа теплового и напряжённого состояния деталей их цилиндропоршневой группы

2020-2024

Разработка методологии экспертизы и управления состоянием ДВС (Р6) с целью обеспечения работоспособности путем совершенствования программно-технических средств

2022-2023

Дизайн-проекты экстерьера и интерьера:

- «Монотрак (Челнок)»;

- автобуса «ШАТЛ 6»;

- КАМАЗ – подземного самосвала;

- КАМАЗ - фронтального карьерного погрузчика;

- КАМАЗ - подземного землеройно-землевозного комплекса.

2024

Дизайн-проекты экстерьера:

- транспортного средства «KAMA3-L7»;

- сельскохозяйственного трактора «Агроном»;

- портового тягача KAMA3 «Бурлак».

2024-2025

Анализ функциональной безопасности электрических и/или электронных систем электробуса в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 26262

2025

Разработка дизайна интерфейса бортовой информационной системы в светлой теме

2025

Мероприятия по доводке автомобиля КАМАЗ 6Х6 для эксплуатации в условиях экстремально холодного климата с рабочими температурами до минус 60ОС (по ГОСТ 15150-69)

2025

Разработка опытного образца экспедиционного автомобиля со сдвоенной кабиной и колесной формулой 4х4