История: три возраста университета
Императорский Казанский университет
5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1804 года Александр I подписал Утвердительную грамоту об основании Казанского Императорского университета и его Устав. Эта дата стала днем рождения одного из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования и культуры.
В то время Университеты, создавая вокруг себя культурное поле, своей многогранной деятельностью способствовали формированию просвещенной, творческой личности, а также складыванию социальной структуры, которая отвечала потребностям развивающегося общества, задачам европеизации страны. Так случилось и с Казанью. Город, его облик стали меняться под деятельным воздействием университета.
Первоначально университет разместился в здании Казанской Императорской гимназии, построенном в 1796 году, позже для нужд заведения были приобретены три соседних дома, что позволило рассматривать этот квартал как территорию университетского городка. В 20-х годах XIX века архитектор Петр Гаврилович Пятницкий возвел главный корпус, классический фасад которого с тремя портиками сохранился до наших дней. В следующем десятилетии, когда ректором университета стал Николай Иванович Лобачевский, под руководством архитектора Михаила Петровича Коринфского был создан архитектурный ансамбль. Зодчий разместил строго по оси главного корпуса анатомический театр, сделав его южной доминантой всего ансамбля. Симметрично ей встали здания химической лаборатории и библиотеки, в этот же период построены астрономическая обсерватория и клиника.
Университетский городок превратился в своего рода витрину Казани: появились гостиницы, лавки, те же книжные магазины, аптеки – все то, что нужно было для обслуживания университетской публики. За два столетия этот городок, гармоничное ядро которого составлял прекрасный архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма XIX века, обрел новые, выразительные черты, архитектурным памятником является и комплекс зданий загородной астрономической обсерватории.
Само расположение Казанского университета, его укорененность в городе, являющемся своеобразным «перекрестком» Запада и Востока, предопределило его главные культурные и социальные задачи. Изначально наш университет являлся научным, культурным и общественным центром, ориентированным, в первую очередь, на изучение и просвещение восточных регионов страны, включение их в культурное пространство всего российского общества.
Первыми студентами университета стали лучшие выпускники Казанской гимназии. Первоначально в его составе было четыре отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук.
Первым кризисным моментом в жизни университета стала ревизия Михаила Магницкого, который посчитал, что в Казани слишком сильно «вольнодумство и безбожие». Хотя ревизор и потребовал в докладе «публичного разрушения» университета, Александр Первый наложил на доклад резолюцию. Тогда Императорский Казанский университет вошел в эпоху, названной впоследствии «Эпоха Магницкого». В этот период времени были уволены многие профессора, для студентов установился жесткий казарменный режим.
Главный корпус, который является сегодня визитной карточкой Казанского университета, был построен в 1825 году, через пять лет завершилось строительство здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники.. В те годы ректором Императорского Казанского университета стал Николай Иванович Лобачевский.
В этот период в университете окончательно сформировался ряд научных направлений: математическое, химическое, медицинское, геологическое, геоботаническое.. В 1834 году в университете начали издавать Ученые записки Казанского университета, а в 1835 году учреждены философский, юридический и врачебный факультеты. Через тридцать лет подразделения переименовываются в историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. К 1883 году в университете сформировалась Казанская лингвистическая школа.
Предмет особой гордости университета с момента подписания его Утвердительной грамоты и Устава вплоть до 1917 года – выдающиеся научные достижения: создание неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевский; открытие химического элемента рутения – названного так в честь России Карлом Карловичем Клаусом; получение анилина, заложившее основу анилино-красочной промышленности Николаем Николаевичем Зининым; создание Александром Михайловичем Бутлеровым теории химического строения органических веществ, сыгравшей в органической химии ту же роль, что периодическая система элементов в неорганической. Кроме того, в стенах Казанского университета Александр Филиппович Самойлов, основатель электрофизической школы, впервые в России записал электрокардиограмму. С университетом связаны имена двух ученых-химиков – отца и сына Арбузовых, создавших новое направление в науке – химию фосфорорганических соединений.
Бутлеров, будучи учеником Зинина, продолжил развивать химическую школу родного университета. Именно благодаря ему многие сегодня называют Казань колыбелью русской химии. Теория Бутлерова о химическом строении возникла в Казанском университете не случайно. Она появилась в условиях, отмеченных напряженными творческими поисками казанской химической школы, которая тогда была ведущей в России. В то же время Бутлеров стал выдающимся ученым не только по причине своей глубокой приверженности химии, но и благодаря той высокой интеллектуальной и духовной атмосфере, которая в целом царила в Казанском университете середины XIX века. Разные науки и формы творчества находились тогда в состоянии взаимовлияния и синтеза. Из этого рождалось новое.
Среди имен, прославивших университет, надо назвать астронома Ивана Михайловича Симонова, единственного ученого, участвовавшего в экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Исследования Симонова, проведенные в ходе экспедиции, положили начало научному изучению Антарктиды. А успехи лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ вывели Казанский университет в ряд наиболее авторитетных центров филологической науки.
Казанский университет этого периода в разное время возглавляли И.О. Браун, Г.И. Солнцев, Г.Б. Никольский, К.Ф. Фукс, Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, О.М. Ковалевский, А.М. Бутлеров, Е.Г. Осокин, Н.А. Кремлев, Н.О. Ковалевский, Н.Н. Булич, К.В. Ворошилов, Д.И. Дубяго, Н.П. Загоскин, Г.Ф. Дормидонтов.
Взаимодействие разных наук – это отличительная черта Казанского университета как одного из ведущих классических университетов России. Геометр Лобачевский, химик Бутлеров, востоковед Френ, астроном Симонов, лингвист Бодуэн де Куртенэ и другие были представителями одной университетской науки этого периода.
Николай Иванович Лобачевский, возглавлявший Казанский университет с 1827 по 1846 год, сформулировал целую программу деятельности и развития университета как центра науки, педагогической мысли и культуры. Она содержится в его известной речи на торжественном акте 5 июля 1828 года. Ученый выдвинул новаторскую для России его времени идею развития личности в качестве решающего условия общественного процесса: только суверенная личность способна достичь «высшей степени образованности».
До 1878 года Казанский университет являлся самым восточным университетом Российской империи: в его округ входили Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ. С появлением в Сибири и на Дальнем Востоке своих вузов, просветительская миссия Казанского университета не была свернута. Его научные школы, получившие мировую известность, продолжали оказывать благотворное влияние на отечественную науку и образование. Сбылось предвидение известного литератора и социального мыслителя А.И.Герцена о том, что Казанский университет свяжет Запад и Восток, мировые культуры и языки.
В период ректорства Лобачевского сложился и прославленный Восточный разряд Казанского университета. Его основой стали кафедры: арабо-персидская и турецко-татарская, монгольская, китайско-маньчжурской словесности, санскрита и армянского языка. В своих продолжительных путешествиях Александр Касимович Казем-Бек, Осип Михайлович Ковалевский, Илья Николаевич Березин, Василий Павлович Васильев, Ибрагим Исхакович Хальфин и другие собрали значительный страноведческий материал, сформировали солидный фонд восточных рукописей. Ими же созданы многочисленные хрестоматии и словари, переводы восточных авторов. Велись также археологические, этнографические, культурологические работы.
Однако тогда, в середине XIX века, взлет казанской ориенталистики был прерван искусственным путем: в 1854 году Восточный разряд перевелся в Санкт-Петербургский университет вместе с коллекциями материальных памятников и более чем двумя тысячами восточных книг и рукописей, профессорами.
Наследие Лобачевского всерьез заложило основание тех традиций, которые неизменно развивались в Казанском университете и осознавались сменяющимися друг друга поколениями людей университета именно в качестве продолжения его дела.
Можно выделить несколько основных факторов, которые оказывали решающее воздействие на формирование облика и традиций университета в эпоху Российской империи: этика православия, актуализированная в виде идеи служения Отечеству и царю (последнее представление все более размывалось под воздействием процессов модернизации, утверждения новых, демократических ценностей); рационализм и позитивизм – идеи Нового времени, которые стимулировали поиск объективной истины, внедрение строгих эмпирических методов; формирование научных школ, понимаемых в качестве исторически сложившейся формы развития науки и реализации ее академической функции, связанной с воспитанием научной смены, поддержанием исследовательской традиции.
Вот как выглядит обобщенный статистический «портрет» университета. С 1805 по 1917 год его окончили более 13 тысяч человек. Здесь учились писатели Сергей Тимофеевич Аксаков, Лев Николаевич Толстой, поэт Велимир Хлебников, композитор Милий Алексеевич Балакирев, художник Валерий Иванович Якоби и другие. Среди студентов были известные государственные деятели – Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Алексей Иванович Рыков, создатель первого в мире видеомагнитофона Александр Матвеевич Понятов.
Выпускники и профессора Казанского университета сыграли значительную роль в становлении новых университетов страны. Профессор-медик Василий Маркович Флоринский, назначенный в 1885 году попечителем Западно-Сибирского учебного округа, открыл в 1878 году Томский университет и руководил его первоначальной деятельностью. Профессор-медик Василий Иванович Разумовский был первым ректором Саратовского (1909 г.) и Тифлисского (1918 г.) университетов, в 1919 году участвовал в создании Бакинского университета. Профессор-медик Николай Дмитриевич Бушмакин принимал участие в организации Иркутского университета в 1919 году.
На разных этапах истории питомцы Казанского университета возглавляли старейшие российские учебные заведения: астроном и математик Дмитрий Матвеевич Перевощиков в 1848–1883 годах – Московский университет, выдающийся ученый-ботаник Андрей Николаевич Бекетов в 1876–1883 годах – Петербургский университет, филолог Карл Карлович Фойгт в 1852 году был назначен ректором Харьковского университета, а затем возглавлял Харьковский учебный округ, геолог Николай Алексеевич Головкинский руководил Новороссийским университетом с 1877 по 1881 год.
Императорский период Казанского университета был закончен февральской революцией и гражданской войной, которые нанесли серьезный урон его деятельности. С лета 1918 года Казань покинула большая часть жителей, в том числе студенты и преподаватели университета.
Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина
В 1918 году Императорский Казанский университет был преобразован в Казанский государственный университет, а после смерти Владимира Ильича Ленина, постановлением ЦИК СССР от 26 января 1924 года, наш вуз был назван в его честь — «КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина». Это название было официально утверждено Президиумом ВЦИК 29 июня 1925 года.
В жизни нашего университета были и другие названия. После награждения орденом Трудового Красного знамени, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина в 1955 году был переименован в «Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина». Через два десятилетия, в 1979 году, университет стал носить название «Казанский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина». Но с 1990-х годов вузу вернули его прежнее послереволюционное название.
Изменения общественных условий в России после событий 1917 года, разумеется, в значительной степени сказались на всех сторонах деятельности университета, претерпела изменения университетская культура. Вместе с тем одна из главных традиций, связанная с фундаментальным образованием и наукой, продолжала развиваться.
Что же происходило в университет в послереволюционные дни? С осени 1918 года в университете были отменены ученые степени, а преподаватели – приват-доценты – переводились в профессорские звания, что позволило университету восстановить работу после потери многих ученых. С 1919 года в КГУ открыли рабочий факультет.
В советскую эпоху Казанский университет послужил базой, на которой в Казани были созданы крупные отраслевые вузы: медицинский, химико-технологический, авиационный, финансово-экономический, лесотехнический (впоследствии Марийский политехнический). В их структуре главным ядром явились соответствующие факультеты и отделения КГУ, отпочковавшиеся от него. Если брать весь поволжский регион в целом, то Казанский университет, его факультеты стали основой для открытия и становления более десяти вузов Поволжья.
Казанский университет этого периода в разное время возглавляли Д.А. Гольдгаммер, Е.А. Болотов, А.А. Овчинников, М.Н. Чебоксаров, В.В. Чирковский, А.И. Луньяк, П.Н. Галанза, М.А. Сегаль, Б.Г. Богаутдинов, Н.З. Векслин, Г.Х. Камай, К.П. Ситников, Д.Я. Мартынов, М.Т. Нужин, А.И. Коновалов, Ю.Г. Коноплев, М.Х. Салахов.
Талантливые ученые и блестящие организаторы науки возглавили самые авторитетные научные учреждения «большой» Академии нашей страны. Начинали свой путь в науке в Казанском университете академики Михаил Алексеевич Лаврентьев (математик), Милица Васильевна Нечкина (историк), Василий Васильевич Парин (физиолог-медик), Александр Александрович Баев (биолог, медик), Камиль Ахметович Валиев (физик) и другие.
Интересным фактом этого периода времени является то, что во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, в нашем университете размещались эвакуированные из Москвы и Ленинграда учреждения Академии Наук СССР. В главном корпусе действовали президиум Академии наук, а также несколько академических институтов: ФИАН, Институт физпроблем и Физтех.
Казанский государственный университет был не только один из лидеров образования в Поволжье и страны в целом, но и крупным научным центром, располагающим современной базой для проведения фундаментальных исследований, как в области естественных наук, так и наук гуманитарных. КГУ вошел в историю как университет выдающихся научных школ. Наиболее известными у нас в стране и за рубежом являлись школа химиков-органиков и фосфоро-органиков; школа по радиоспектроскопии; школа математиков и механиков; астрономическая школа; школа физиологов по водному обмену растений, филологическая школа, ряд других.
Университет периода с 1917 по 2010 гг. прославили имена Евгения Константиновича Завойского, открывшего электронный парамагнитный резонанс, Семена Александровича Альтшуллера, открывшего акустический парамагнитный резонанс.
В этот период в университете работали Нобелевские лауреаты Н. Семенов, П.Черенков, И. Франк, И.Тамм, Л.Ландау, П.Капица, В.Гинзбург, А.Абрикосов.
Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года Казанский университет был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Знаменательно, что масштабная модернизация университета в связи с его 200-летним юбилеем осуществлялась в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию тысячелетия основания города Казани, которое состоялось в августе 2005 года.
12 августа 2003 года Президент России Владимир Владимирович Путин издал распоряжение «О праздновании 200-летия основания Казанского государственного университета». Юбилейным торжествам придавалось общегосударственное значение. Во исполнение этого распоряжения было обнародовано соответствующее постановление Правительства России от 5 ноября 2003 года, в котором была утверждена программа подготовки и проведения юбилейных мероприятий, а также состав Оргкомитета. Его возглавил министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко.
Казанский университет отпраздновал свой 200-летний юбилей в ноябре 2004 года. Особое внимание было уделено модернизации материально-технической базы, поскольку вуз столкнулся в своем развитии с острым противоречием между растущим научным и образовательным потенциалом, с одной стороны, и явно недостаточным уровнем материальных, технических и технологических условий работы, – с другой.
В ходе обновления университетского городка особое внимание было уделено реконструкции восточного крыла главного корпуса.
Давайте посмотрим, как в целом менялся облик Казанского университета до 2010 года? В XX веке выход университетских построек за пределы первоначального исторического квартала стал неизбежен. В здании бывшей духовной семинарии – архитектурном памятнике XVIII века разместился геологический факультет, на другой стороне Астрономической улицы в 50-е годы выросло здание химического корпуса, а с конца 60-х годов, примерно за десять лет, были сооружены два высотных учебно-лабораторных корпуса – к северу и к западу от главного здания. В 1989 году вступил в строй культурно-спортивный комплекс «УНИКС», спортивные сооружения пополнил комплекс «Бустан», который в мае 2010 года был торжественно открыт при участии Премьер-министра России Владимира Путина. Возведение в 2003 году, в период подготовки к 200-летнему юбилею Казанского университета, восточного крыла главного здания придало ему завершённость в соответствии с проектом архитектора Мюфке, относящегося к началу ХХ века.
Казанский федеральный университет
Во исполнении Указа Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 21 октября 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года создано федеральное государственное автономное образовательной учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» путём изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».
Неделю спустя, 9 апреля 2010 года, распоряжением Правительства Российской Федерации профессор, доктор экономических наук Ильшат Рафкатович Гафуров, практическим воплощение диссертации которого стала успешная Особая экономическая зона промышленного типа «Алабуга», был назначен ректором Казанского федерального университета сроком на 5 лет.
2 февраля 2011 года подписан приказ Минобрнауки РФ о присоединении к КФУ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского государственного финансово-экономического института и Елабужского государственного педагогического университета. Увеличилось и количество филиалов КФУ. К образованным при КГУ Зеленодольскому и Набережночелнинскому филиалам добавился Елабужский.
В апреле 2012 года в состав КФУ вошла Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), ставшая частью Набережночелнинского филиала КФУ.
В апреле 2012 года в состав КФУ вошла Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), ставшая частью Набережночелнинского филиала КФУ.
Сегодня Казанский университет входит в список лучших университетов мира по версии Times Higher Education 600 Best World Universities.
В настоящее время КФУ реализует концепцию Университета нового поколения, что означает объединение усилий вокруг трех составляющих: образование, наука и трансфер технологий. Для этого Казанским университетом с момента его организации как федерального были выбраны приоритетные направления развития, а в 2016 году на их основе образовались междисциплинарные объединения.
Эти объединения – новые для университета структурные единицы, сформированные по четырем прорывным направлениям развития образования, науки и инноваций, соответствующие потребностям экономики региона. В КФУ сегодня выделены четыре таких направления: «Трансляционная 7П-медицина», «Эконефть», «Астровызов», «Учитель XXI века».
Приоритетными были выбраны медицина, нефтепереработка, астрономия и образование, так как эти направления отвечают сегодняшним международным и глобальным вызовам, а большая вовлеченность преподавателей и студентов университета в достижение целей по этим направлениям дает уверенность в успехе.
Основная задача этих проектов – ликвидировать существующий разрыв между образованием, наукой и нашими потребителями – промышленностью и бизнесом.
По приоритетным направлениям научных исследований в КФУ функционирует 246 современнейших лабораторий и 42 научно-образовательных центра. Значительная часть оборудования уникальна и не имеет аналогов, что создает большой потенциал для развития фундаментальной науки и инновационных разработок на базе созданных в КФУ Федерального центра коллективного пользования физикохимических исследований веществ и материалов, Междисциплинарного центра «Аналитическая микроскопия», Междисциплинарного центра протеомных исследований и других подразделений. Химический институт КФУ обладает ЯМР-спектрометром на 400 МГц Avance 400 NanoBay, позволяющим регистрировать спектры ЯМР практически всех элементов периодической таблицы химических элементов Менделеева. МДЦ «Аналитическая микроскопия» является активным партнером Hitachi High Technologies. Здесь установлен уникальный просвечивающий электронный микроскоп атомарного разрешения Hitachi HT7700 Exalens, открывший перед учеными не только Казани, но и всего Приволжского федерального округа безграничные возможности. МДЦ АМ участвует в реализации научных проектов в рамках приоритетных направлений «Эконефть», «Трансляционная 7П-Медицина» и других подразделений КФУ.
На базе Центра регулярно проводятся обучающие семинары по работе с японским оборудованием, а сотрудники МДЦ стажируются в подразделениях Hitachi по всему миру. В Институте физики КФУ смонтирована уникальная, не имеющая себе равных в мире по набору характеристик, система широкоугольного мониторинга небесной сферы, предназначенная для поиска и исследования быстропротекающих явлений в ближнем и дальнем космосе. Институт фундаментальной медицины и биологии располагает аналитическим комплексом для протеомных исследований, позволяющий решать широкий спектр как фундаментальных, так и прикладных задач. Успешно развивается новое направление «Трансляционная 7П медицина» на базе Медицинского центра «Университетская клиника КФУ». Ученые КФУ совместно с коллегами из США разработали способ восстановления функции самостоятельной ходьбы у пациента с параличом нижних конечностей. В научной работе, выполненной в американском медицинском исследовательском центре «Клиника Мэйо», принимали участие сотрудники Института фундаментальной медицины и биологии КФУ и Института физиологии им. Павлова РАН – Игорь Лавров и Юрий Герасименко.
Следуя стратегии развития до 2020 года, университет в течение последних 6 лет планомерно совершенствует материально-техническую базу, научно-исследовательскую и образовательную инфраструктуру, ежегодно оснащая в среднем более 100 учебных и порядка 30 научно-исследовательских лабораторий оборудованием на уровне лучших мировых стандартов.
В Казанском федеральном университете открыта 251 кафедра, где работают 501 доктор и 2020 кандидатов наук, значительная часть которых имеет общероссийскую и международную известность. Доля профессорско-преподавательского состава КФУ моложе 35 лет составляет свыше 32%. Сегодня в университете обучается более 46 000 студентов со всего мира, при этом предлагаемое образование доступно для людей всех возрастов: довузовская подготовка (Детский университет, Малый университет, Учебно-методический центр тестирования и подготовки к ЕГЭ и ГИА), высшее образование (85 направлений по программам бакалавриата, 65 направлений по программам магистратуры, 15 специальностей, 23 направления по программам аспирантуры).
У нас обучается 1200 аспирантов, действует 27 специализированных научных советов, в которых защищается более 150 кандидатских и докторских диссертаций в год.
Казанский федеральный университет сотрудничает с большинством крупных предприятий Татарстана, а также с производственными и инжиниринговыми компаниями ряда стран Европы и Азии. Программа сотрудничества включает в себя создание системы подготовки специалистов для предприятий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и прочих форм взаимодействия, включая программы сетевого и «дуального» обучения.
В КФУ создана инновационная инфраструктура, в которую входит порядка 300 научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров, 4 центра коллективного пользования, 3 инжиниринговых центра (инжиниринговый центр КФУ (филиал в г. Набережные Челны), региональный центр инжиниринга в сфере химических технологий, региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр Медицинской Науки»), патентно-лицензионный отдел и технопарк. Кроме того, КФУ является соучредителем 37 малых инновационных предприятий. КФУ является активным членом Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Камский инновационный территориально-производственный кластер» (Ассоциация «НП «КИТПК»). 14 декабря 2017 года КФУ стал одним из победителей конкурсного отбора университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках приоритетного проекта Правительства РФ «Вузы как центры пространства для создания инноваций». В 2018 году Управление инновационного развития КФУ совместно с Российской венчурной компанией (АО «РВК») запускает для студентов образовательный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство».
В настоящее время Казанский федеральный университет – это мощнейший современный комплекс из 614 объектов, расположенных в Татарстане, регионах России и за рубежом. КФУ состоит в партнерских отношениях с 361 вузом и другими организациями из 61 страны мира. В университете обучается более 7 000 иностранных студентов из 98 стран, и преподают 235 иностранных специалистов.
В университете функционирует ряд международных центров, в числе которых Немецкий и Испанский центры образования и культуры, кафедра ЮНЕСКО по евразийским исследованиям, Центр превосходства Жана Монне в области европейских исследований, Институт Конфуция, Центр корееведения, Центр иранистики, официальные центры языкового тестирования: DELE (испанский язык), TOEFL iBT и Cambridge ESOL (английский язык), TestDaf (немецкий язык) и TORFL (русский как иностранный).
Наш университет планирует широко отмечать 215-летие как символ исторической преемственности в своей деятельности.