На конференции EdCrunch-2018 портал ActivityEdu побеседовал с вице-президентом Рыбаков Фонда, известным медиаменеджером Еленой Ульяновой.
Рыбаков Фонд — частная семейная филантропическая организация, основанная Игорем и Екатериной Рыбаковыми в 2015 году для влияния на социально-образовательные экосистемы людей. Миссия фонда: сделать так, чтобы каждому человеку в мире стала доступна своя внутренняя энергия преобразования. По словам учредителей, основной принцип деятельности организации — поиск самых удачных моделей работы социально-ориентированных проектов и их тиражирование.
- Образование является одним из флагманских направлений деятельности «Рыбаков Фонда». Какие проекты Вы сочли нужным представить на EdCrunch?
Я бы, наверное, сейчас говорила о проекте «Равенство возможностей». Образование – это одно из направлений, которые «Рыбаков фонд» поддерживает, и инициатива «Равенства возможностей» родилась как раз, когда проходили конкурсы «ТОПШкола» и «iУчитель». Мы обратили внимание, что большое количество заявленных проектов, направлены на социальные преобразования в обществе, на решение конкретных задач, связанных с инклюзией. И мы поняли, что это нельзя игнорировать. Сегодня инклюзию воспринимают в нашей стране исключительно как явление, связанное только с людьми с ограниченными возможностями. Если Вы скажете «инклюзивная среда», «инклюзивная школа», сразу в сознании возникнет образ человека с ограниченными возможностями. На самом деле, это не совсем так. Мы все с вами разные. И дети тоже разные: дети-спортсмены, у которых большая часть времени проходит на сборах, дети с ограниченными возможностями, дети-воспитанники детских домов. Это все в какой-то мере — ограничение возможностей.
Мне вспомнился знаковый случай: на одном из мероприятий, где я представляла проект «Равенство возможностей», перед нами выступал спикер из Британии. Он обратился к публике с просьбой: «Поднимите руки те, кто не считает себя инвалидом». В зале подняли руки. В ответ на это он сказал следующее: «А Вы можете стометровку пробежать за 10 секунд? Нет? Вот, с точки зрения спортсмена, Вы – инвалид! Вы знаете китайский язык? Нет?
С точки зрения китайского лингвиста, Вы тоже не совсем полноценны». Так вот, задача нашего проекта — менять сознание, менять отношение к инклюзии — не люди с ограниченными возможностями, а мы с ограниченным мышлением. И как только мы в нашей стране поменяем отношение к этому понятию, мир станет чуточку лучше.
- Это удивительно: Вы на конференции о трансформирующих технологиях говорите о таких понятиях, как доброта, нравственность, сопереживание…
Вчера на открытии конференции выступали дети, они задавали взрослым вопросы: «Будет ли в школе учитель-робот? Почему не преподают блогерство? Когда наступит полная цифровизация?» Меня поразило, что ни один ребенок не задал других вопросов: «Когда мы научимся понимать друг друга? Как прививать нам чувство милосердия? Как стать добрее?»
Да, сегодня мы находимся на EdCrunch. Это конференция, посвященная цифровым технологиям в образовании. Но мы специально зашли со своей повесткой, чтобы показать этому миру, нашей стране, что BIG DATA — это классно, digital — это хорошо, глобализация — это отлично, но за всем этим стоит человек! И если мы не научимся быть милосердными, если мы не научимся понимать друг друга, если мы не научимся сопереживать друг другу, то эта страна обречена. Поэтому мы несем именно этот код. Мы хотим, чтобы возрождение человеческих ценностей происходило и через наши проекты.
Рыбаков Фонд анализирует массу проектов по всей стране. Сейчас у меня на площадке присутствовали потрясающие спикеры. Это наши с вами соотечественники, которые состоялись, сделали себя сами, вопреки обстоятельствам, и они являются флагманом, примером, мотивацией для других людей, оказавшихся в непростой ситуации. Ник Вуйчич – это, безусловно, пример для подражания. Я с удовольствием сама сходила на его выступление. Но в нашей стране много таких людей, и я хочу, чтобы мир о них знал. Хочется, чтобы мы рассказывали о таких людях, чтобы мы их примером мотивировали тех, кому трудно. И воспитать у детей правильное отношение к людям, в чем-то отличных от других, тоже важно. Дети ведь изначально рождаются гуманными, милосердными и любящими этот мир. И только система потом вгоняет каждого в определенные рамки. Сознание человека изменяется, деформируется, и это не есть хорошо.
- Вы активно поддерживаете инновации в образовании?
Конкурс инноваций в образовании (КИВО) мы проводим вместе с ВШЭ. Мы отбираем лучшие инновационные проекты в области образования. Какие? Приведу один пример. Одна из победительниц, не помню ее имя, к сожалению, но знаю точно, что она из Красноярска, создала платформу по выявлению у детей такой особенности, как дисграфия. Ее мама работала в детском саду, сама она подрабатывала там же нянечкой. И в какой-то момент она обратила внимание на то, что некоторые дети пишут, переворачивая буквы.
Она задала вопрос: «Насколько это критично? Можно исправить или человек живет с этим всю жизнь?» Мама ей объяснила особенности данного явления: дисграфия поддается коррекции, но до 3-го класса, позже — уже сложнее. И девушка создала методику в онлайн-приложении, с помощью которой родители могут протестировать своих детей и вовремя определить, есть ли у ребенка такая проблема. Как следствие своевременно ее устранить. Таким образом, проект решает четко поставленную социальную задачу.
- Не секрет, что Россия славится открытиями. Но мало какие из них становятся инновациями, становятся известными и востребованными обществом и удачно потом коммерциализируются.
Сейчас активно развивается социальное предпринимательство. Направлено оно на решение социальных задач в обществе, которые не может решить государство. И мы такие проекты поддерживаем, мы их выявляем, масштабируем. Это первое. Второе — не каждый проект, который направлен на социальное преобразование в обществе, коммерциализируется. Social meaning может быть и в другом, не только в монетизации, он может быть во влиянии, в решении конкретно взятой задачи. И это тоже эффект. Другой вопрос — где брать деньги? Для этого во всем мире существуют такие инструменты, как фандрайзинг, краундфайдинг и т.д. И эти механизмы мы сегодня пытаемся популяризировать.
- Ваша система грандов уже снискала популярность в профессиональном сообществе. Похоже, Вы не забыли ни о ком.
В семейство наших конкурсов входят конкурс имени Выготского, направленный на поиск и поддержку талантливых воспитателей дошкольных учреждений и студентов, которые обучаются на факультете дошкольного образования, это iУчитель — конкурс учителей-новаторов, посвященный применению цифровых технологий в образовании и конкурс «ТОПШкола». В этом году в центре внимания «ТОПШколы» проекты, рождающиеся внутри школы, в которых участвуют и педагоги, и дети, и родители. В основном все они направлены на решение социальных задач. Вот, три таких больших конкурса. Плюс, мы поддерживаем конкурс КИВО, о котором мы с Вами говорили ранее.
- И в завершение блиц-вопрос: три основные проблемы в образовании, на Ваш взгляд, на сегодняшний день и способы их решения?
Первое: повсеместная гонка за оценками (сдать ЕГЭ, пройти участие в Олимпиадах и т.д). Мы говорим ребенку: «Ты должен изучать химию!» А он может оказаться врожденным литератором. Выявление потенциала ребенка не менее важно, чем высокие баллы. Школа, к сожалению, сегодня не акцентирована на выявлении потенциала ребенка (Кем ребенок хочет быть? Что он хочет изучать? К чему у него способности?).
Второе: педагог — это человек, который не только тестирует знание, а в первую очередь, дает эти знания и определяет жизненный вектор ребенка. И когда педагог понимает свою миссию именно так, все остальное складывается. Каждый ребенок индивидуален. Очень хотелось бы, чтобы количество вдумчивых, неравнодушных и ответственных педагогов только увеличивалось.
И третье: дать возможность педагогам обучаться. К сожалению, они заняты повседневной работой: тетради, школа, класс, бесконечные отчеты. Необходимо освободить некоторое время и дать им возможность обучаться, изучать современные тренды, направления в области образования, которые сегодня могут быть альтернативными, осваивать новые технологии и т.д. Если в Москве и Питере в этом смысле есть жизнь - здесь все бурлит, мы являемся неким образовательным центром, то в регионах наблюдается огромный дефицит информации и возможностей обучения. Эту проблему надо решать. И чем быстрее, тем лучше.