Кафедра психологии личности\Кафедры - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Кафедра психологии личности
Кафедра психологии личности ,Кафедра психологии личности

О кафедре

История казанской психологии начинается с 1885 года, когда В.М.Бехтерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию при кафедре душевных болезней (психиатрии).

Выдающийся ученый невролог, психиатр, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев с 1885 по 1893 гг. работал в Казанском университете профессором по кафедре душевных болезней.

В 1885 г. В.М. Бехтереву Министерством просвещения и Казанским университетом было предложено руководство кафедрой психиатрии. Бехтерев, прежде чем принять это предложение, поставил ряд условий и среди них — организацию психофизиологической лаборатории. Все они были приняты, и осенью 1885 г. психофизиологическая лаборатория была организована при Казанском университете.

Здесь велись работы по анатомии, гистологии, физиологии нервной системы, особенно центральной, в норме и патологии. Помимо практических занятий проводились экспериментально-психологические исследования, преимущественно по психометрии.

В Казанской лаборатории впервые стал зарождаться один из тех научных коллективов с особым, направлением и традициями в характере исследований, который вошел в историю отечественной науки как бехтеревская школа.

В 1922 году под руководством российского психолога А.Р.Лурии было организовано общественное научное объединение сторонников психоанализа г.Казани - Казанская психоаналитическая ассоциация. Основная цель - «знакомства с новыми направлениями в изучении психологии личности», установления контактов с отечественными и зарубежными психоаналитиками, приобретения и переводов иностранной литературы, издания «наиболее интересных психоаналитических новинок» и использования психоаналитической терапии для лечения функциональных расстройств.

Следующий период развития кафедры связан с именами В.С.Мерлина, Е.А.Климова. В стенах Казанского университета разрабатывались проблемы исследования профессиональных качеств, способностей личности.

В 1980-1990 годы тщательно изучаются собственно психологические особенности человека: интеллектуально-творческие, эмоциональные, коммуникативные, инженерно-управленческие, музыкальные. Строятся модельные аналоги личности как субъекта самоуправления (Н.М.Пейсахов), субъекта учебной деятельности (В.И.Андреев, Р.В.Габдреев), субъекта психических состояний (А.О.Прохоров), субъекта саморазвития (Л.М.Попов), проблемы эмоциональной устойчивости в экстремальных ситуациях (Л.М.Аболин).

Разрабатываются и проходят массовую апробацию методы постижения развития и саморазвития индивидуального и группового субъектов, включая самодеятельные образования с позитивной и общественной направленностью.

Кафедра психологии факультета журналистики, социологии и психологии как самостоятельное подразделение и выпускающая кафедра образована в структуре университета 16 мая 1994 года. В начале 2003 года она была переименована в кафедру психологии личности.

На кафедре активно ведутся исследования и разработки по следующим направлениям: человек как субъект развития и саморазвития: процессы, механизмы, технологии; психология развития творческой личности студента. 


Научные направления

«Психология человека как субъекта развития и саморазвития» как научная тема кафедры психологии является закономерным продолжением научных тем ведущих психологов Казанского университета: В.М.Бехтерева, по комплексному исследованию человека его нервно-психической организации, В.С.Мерлина и Е.А.Климова по исследованию человека как субъекта труда и его профессиональных способностей, индивидуального стиля деятельности, Н.М. Пейсахова по исследованию процессов деятельности, поведения, общения, переживания у человека как субъекта самоуправления. Базовой опорой идеи психологической организации человека как субъекта саморазвития являются теоретические исследования указанных психологов. А также работы отечественных и зарубежных специалистов по психологии субъекта (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова), творчества (Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская), личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, А.Г.Асмолов и др.), Я-концепции (У.Джемс, Р.Бернс), системному подходу (Б.Ф.Ломов), развитию и саморазвитию человека (Я.А.Коменский, Н.И.Чуприкова, В.В.Давыдов, Л.И.Анцыферова и др.).

Основной характеристикой человека как субъекта саморазвития является его системно-структурное строение, где базовые элементы психологической организации субъекта (пространственно-временной и детерминантный комплексы) представлены достаточно дифференцированно. Главным достоинством концепции является выделение в субъекте психологического механизма развития и саморазвития, а также зон ближайшего и перспективного развития.

В период с 1992 по 2002 год многие элементы концепции психологической организации человека как субъекта саморазвития получили экспериментальное подтверждение и дальнейшее развитие. Так, было проверено положение о движущих силах и механизмах динамической составляющей пространственно-временного комплекса.

Руководитель:Попов Леонид Михайлович
Телефон:+7(843) 292-37-79; 221-34-44
Адрес:420021, г. Казань ул. М. Межлаука, д.1
Положение:открыть файл
x