Исследование образовательной среды раннего детства
ПАСПОРТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*
Тема проекта |
Международное сопоставительное исследование: Исследование образовательной среды раннего детства |
Цель проекта |
Разработать и апробировать модель современной образовательной среды раннего детства в соответствии с ФГОС ДО |
Задачи проекта |
- исследование качества образовательной среды раннего детства; - исследование качества билингвального образования дошкольников; - теоретическое обоснование комплекса психолого-педагогических условий, способствующих инновационному развитию дошкольного образования; - разработка и апробация модели современной образовательной среды раннего детства в соответствии с ФГОС ДО в условиях билингвального дошкольного образования.
|
Базовые научные понятия |
Под социальной ситуацией развития понимают специфические для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью, оказывающие доминирующее влияние на психическое развитие ребенка на данном этапе развития. Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. Развивающая образовательная среда как психолого-педагогическая реальность определяет комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, включенных в социальное и предметно-развивающее пространство, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Именно пространственно-предметное содержание среды, организация времени, взаимодействия детей и взрослых и качество взаимосвязей между социальным, пространственно-предметным и психодидактическим компонентами среды определяют качество образовательной среды и являются ключевыми факторами развития личности. Билингвальное образовательное пространство - это развивающая среда, которая учитывает внешние и внутренние условия для осуществления перспектив развития двуязычного ребенка, направленного на освоение социокультурного опыта. |
Содержание исследования (аннотация) |
В настоящее время тема качества образования детей дошкольного возраста все более актуальна в международном обсуждении проблем образования, что послужило основанием для принятия во многих странах поворотных решений о преобразованиях в системе дошкольного образования. В связи с этим, одной из важных задач повышения качества дошкольного образования является проведения исследования образовательной среды раннего детства и инновационное развитие дошкольного образования в Республике Татарстан с учетом специфики региона (полилингвального образования). Предлагаемый проект актуален, так как ФГОС ДО, определивший новую парадигму управления образовательным процессом, меняет подходы в оценке работы дошкольной образовательной организации и возникает потребность в принципиально новой системе оценки качества образования на основе ФГОС ДО. Зарубежные критерии оценки качества дошкольного образования ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale – Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях) позволяют получить комплексную, дифференцированную картину качества дошкольного образования и рассматривать его шкалы как конкретизацию требований ФГОС ДО. Шкалы ECERS имеют широкую распространённость и официально используются в Великобритании, США, Германии, Финляндии, Швеции, Дании и других странах. |
Стоимость проекта |
Общая сумма расходов составит 380 000 руб. (участие в научных мероприятиях, включая командировочные расходы – 230 000 руб.; стимулирование публикационной активности – 150 000) |
Источники финансирования |
Программа повышения конкурентноспособности |
KPI |
1 монография на английском языке; 2 статьи ВАК; 2 статьи Scopus и WoS; 5 публикаций в материалах конференций; участие в международных конференциях (не менее пяти). |
Практическая значимость проекта |
Практическая значимость проекта заключается в возможностях использования европейских критериев оценивания качества дошкольного образования, которые позволяют получить комплексную, дифференцированную картину качества дошкольного образования и рассматривать предложенные шкалы как конкретизацию требований ФГОС ДО. Дальнейшая работа и проведение исследования в Республике Татарстан позволит получить развернутую картину качества образования детей дошкольного возраста и скорректировать образовательные программы дошкольных образовательных организаций. Содержащиеся в работе выводы и эмпирические данные могут быть использованы в практике работы службы практической психологии образования в области проектирования образовательной среды и экспертной оценки ее качества. Полученные в исследовании результаты могут быть включены в содержание учебных дисциплин: «Педагогическая психология», «Психология развития», «Возрастная психология»; использоваться в системе повышения квалификации практических психологов и специалистов, работающих в системе образования. Результаты, полученные в ходе исследования проблем экспертизы образовательной среды, могут быть использованы в организации эффективного билингвального обучения в ДОО. Данные, полученные в результате мониторинговой оценки качества билингвальной образовательной среды, указывают на необходимость преобразований раннего билингвального образования и могут учитываться в процессе принятия управленческих решений и выводов по аттестации и аккредитации образовательного учреждения. |
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Баянова Лариса Фаритовна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии |
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) |
Основной координатор проекта: зам. директора, заведующий лабораторией развития ребенка ИСП МГПУ Игорь Богданович Шиян. Научные консультанты от зарубежных вузов-партнеров: декан факультета образования и психологии, профессор Мария-Лина Лааксо; доктор Райя Райттил. |
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть)) |
Гётеборгский университет (Швеция) – 248 позиция в рейтинге QS; Университет Ювяскюля (Финляндия) – 299 позиция в рейтинге QS. |
*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», « Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.