ПАСПОРТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

в рамках реализации САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т»*

Тема проекта

Международное сопоставительное исследование: Исследование образовательной среды раннего детства

Цель проекта

Разработать и апробировать модель современной образовательной среды раннего детства в соответствии с ФГОС ДО
в условиях билингвального дошкольного образования

Задачи проекта

- исследование качества образовательной среды раннего детства;

- исследование качества билингвального образования дошкольников;

- теоретическое обоснование комплекса психолого-педагогических условий, способствующих инновационному развитию дошкольного образования;

- разработка и апробация модели современной образовательной среды раннего детства в соответствии с ФГОС ДО в условиях билингвального дошкольного образования.

 

Базовые научные понятия

Под социальной ситуацией развития понимают специфические для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью, оказывающие доминирующее влияние на психическое развитие ребенка на данном этапе развития. Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка.

Развивающая образовательная среда как психолого-педагогическая реальность определяет комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, включенных в социальное и предметно-развивающее пространство, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Именно пространственно-предметное содержание среды, организация времени, взаимодействия детей и взрослых и качество взаимосвязей между социальным, пространственно-предметным и психодидактическим компонентами среды определяют качество образовательной среды и являются ключевыми факторами развития личности.

Билингвальное образовательное пространство - это развивающая среда, которая учитывает внешние и внутренние условия для осуществления перспектив развития двуязычного ребенка, направленного на освоение социокультурного опыта.

Содержание исследования (аннотация)

В настоящее время тема качества образования детей дошкольного возраста все более актуальна в международном обсуждении проблем образования, что послужило основанием для принятия во многих странах поворотных решений о преобразованиях в системе дошкольного образования. В связи с этим, одной из важных задач повышения качества дошкольного образования является проведения исследования образовательной среды раннего детства и инновационное развитие дошкольного образования в Республике Татарстан с учетом специфики региона (полилингвального образования). Предлагаемый проект актуален, так как ФГОС ДО, определивший новую парадигму управления образовательным процессом, меняет подходы в оценке работы дошкольной образовательной организации  и возникает потребность в принципиально новой системе оценки качества образования на основе ФГОС ДО.

 Зарубежные критерии оценки качества дошкольного образования ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale – Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях) позволяют получить комплексную, дифференцированную картину качества дошкольного образования и рассматривать его шкалы как конкретизацию требований ФГОС ДО. Шкалы ECERS имеют широкую распространённость и официально используются в Великобритании, США, Германии, Финляндии, Швеции, Дании и других странах. 

Стоимость проекта

Общая сумма расходов составит 380 000 руб. (участие в научных мероприятиях, включая командировочные расходы – 230 000 руб.; стимулирование публикационной активности – 150 000)

Источники финансирования

Программа повышения конкурентноспособности

KPI

1 монография на английском языке;

2 статьи ВАК;

2 статьи Scopus и WoS;

5 публикаций в материалах конференций;

участие в международных конференциях (не менее пяти).

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в возможностях использования европейских критериев оценивания качества дошкольного образования, которые позволяют получить комплексную, дифференцированную картину качества дошкольного образования и рассматривать предложенные шкалы как конкретизацию требований ФГОС ДО. Дальнейшая работа и проведение исследования в Республике Татарстан позволит получить развернутую картину качества образования детей дошкольного возраста и скорректировать образовательные программы дошкольных образовательных организаций.

Содержащиеся в работе выводы и эмпирические данные могут быть использованы в практике работы службы практической психологии образования в области проектирования образовательной среды и экспертной оценки ее качества.

Полученные в исследовании результаты могут быть включены в содержание учебных дисциплин: «Педагогическая психология», «Психология развития», «Возрастная психология»; использоваться в системе повышения квалификации практических психологов и специалистов, работающих в системе образования.

 Результаты, полученные в ходе исследования проблем экспертизы образовательной среды, могут быть использованы в организации эффективного билингвального обучения в ДОО. Данные, полученные в результате мониторинговой оценки качества билингвальной образовательной среды, указывают на необходимость преобразований раннего билингвального образования и могут учитываться в процессе принятия управленческих решений и выводов по аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Баянова Лариса Фаритовна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии

Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Основной координатор проекта: зам. директора, заведующий лабораторией развития ребенка ИСП МГПУ                         Игорь Богданович Шиян.

Научные консультанты от зарубежных вузов-партнеров: декан факультета образования и психологии, профессор Мария-Лина Лааксо; доктор Райя Райттил.

Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть))

Гётеборгский университет (Швеция) – 248 позиция в рейтинге QS;

Университет Ювяскюля (Финляндия) – 299 позиция в рейтинге QS.

*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», « Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.