Участниками дискуссии выступили советник ректора – руководитель общественно-информационного центра КФУ, член общественной палаты Республики Татарстан Юрий Алаев, кандидат философских наук, ассистент философского факультета Антон Краснов, ассистент кафедры конфликтологии философского факультета Сабина Ефимова, доцент кафедры социологии, кандидат социологических наук, заместитель директора по научной деятельности института Мария Ефлова.
Обсуждалась проблема прекариата, как нового опасного класса, проблема прекаризации в России, а так же рассмотрение ситуации на Украине, как пример прекаризации и прекариата в целом.
Круглый стол открыла Мария Ефлова с сообщением о понятии и структуре такого сложного для нас понятия, как прекариат. Она рассказала об истории появления понятия, структуре и его характеристиках, отметила, что данная проблема никак не касается классов, здесь идет упор на группы. Мария Юрьевна выразила надежду, что если эта проблема и затронет интересы России, то только в формате наркопотребителей.
Данную тематику продолжил модератор круглого стола Юрий Алаев, высвечивая тематику Болотного дела и украинского Майдана. В начале он поблагодарил журналистов за неискажение фактов об Украине. Юрий Прокопьевич отметил, что слово прекариат, как понятие размыто и что указания Гая Стендинга провокационны и схожи с инструкцией по применению государством и политики в целом.
В завершении круглого стол слово было предоставлено Антону Краснову, который рассматривал появления прекариата с марксистской точки зрения понятия пролетариат. Он попытался доказать присутствующим, что прекариат это класс пролетариата. Окунувшись в историю, он отметил, что о прекариате, как о явлении первыми заговорили Маркузе и Тоффлер. Антон Сергеевич заметил, что в самом понятии нет материалистической основы, как таковой. Нет основы так называемых китов.
Итогом данной встречи стало осознание существования такого понятия как "прекариат", и тенденции подначивания и пересечения всех научных понятий и появлением все новых и новых ответов на сложные вопросы. Участники круглого стола едины были во мнении ,что данную тему необходимо выносить за рамки кафедры и института на уровень университета и университетской и республиканской общественности, привлекая интересы СМИ.
С профессиональным расширенным комментарием от социологов выступила Лилия Фахретдинова, дав весьма обстоятельную картину события и толкование термина в широком смысле, опираясь на научное познание и личный исследовательский опыт.
Британский экономист Гай Стэндинг в книге «Прекариат: новый опасный класс» предлагает амбициозную теорию для описания и объяснения стратификационных структур современных развитых обществ и происходящих в них социальных процессов. Книга была опубликована в 2011 году, и к настоящему времени интерес к ней не ограничивается лишь стенами исследовательских кабинетов, Стэндинг находит читателей среди гораздо более широкой и пёстрой аудитории, и пример тому возрастающие упоминания новой теории в общественно-политических изданиях. Кем, скорее всего, является тот неравнодушный читатель британского теоретика? Автор даёт ему имя – прекариат.
Хотя термин «прекаризация», означающий такую форму трудовых отношений, при которых права работника не гарантированы и не защищены, используется в науке давно, Стэндинг выступает новатором, применяя его в отношении социального класса. Он предлагает оригинальную описательную модель стратификации современных западных обществ, где на вершине располагаются элита и плутократы, ниже – «салариат» (ещё один новый в данном контексте термин, означающий успешных членов общества, защищённых и процветающих, фактически средний класс в традиционном понимании), далее старый пролетариат, прекариат и, наконец, андеркласс. Таким образом, положение прекариата лишь немногим выигрышнее ситуации вовсе исключённых из общества лиц. Для описания опыта представителей этого нового класса Стэндинг использует «четыре А»: злость (anger), аномия (anomie) в смысле растерянности и отчаяния, неопределённость (anxiety) и отчуждённость (alienation). Прекариат страдает от отсутствия экономических гарантий, нехватки реальных возможностей для контроля над собственной жизнью, не имеет устойчивой профессиональной идентичности. Фактически, озлобление (anger) прекариата есть результат несоответствия объективного субъективному, реальности – ожиданиям.
Состав прекариата разнообразен, к нему могут быть отнесены безработные и работники, не испытывающие уверенности в завтрашнем дне; не трудоустроившиеся по специальности выпускники вузов; женщины; лица пожилого возраста; бывшие заключённые; нелегальные мигранты и ряд других депривированных групп. В немалой степени именно эта гетерогеннность групп, включаемых Стэндингом в состав прекариата, представляется спорной. Одним из существенных оснований дифференциации классов является сходство на уровне массового сознания, образа жизни и социальных ожиданий. Однако мировоззрение и уровень претензий выпускника вуза и нелегального мигранта, бесспорно, различны. Вопрос, могут ли эти двое осознать единство интересов и классовое родство? Прекариат, как подчёркивает Стэндинг, не «класс-для-себя», а пока ещё лишь класс формирующийся, «класс-в-себе», становящийся, но не осознающий себя именно как класс. Не выдвигающий, соответственно, и единых требований в адрес властных элит.
Прекаризация есть закономерный итог развёртывания капиталистических принципов в пространстве реальных социальных, политических и экономических отношений. «Государство всеобщего благосостояния» утвердило в своих гражданах ожидания, но не смогло им соответствовать. Финансовый кризис 2008 года обнажил противоречия западных экономик и усилил напряжение между классами. Концепция прекариата представляет собой попытку осмысления последствий глобализации, установления международного разделения труда, мирового финансового кризиса и новой волны общественной активности. Движение “Occupy Wall Street” для концепции Стэндинга архетипическое. Закономерным видится дальнейшее слияние теории с концепциями «умных толп» и другими конструкциями, выработанными в категориях информационного общества и «новых медиа».
Как и многие «новые левые», Стэндинг не ограничивается теорией, но также занимается общественно-политической деятельностью, являясь одним из членов Всемирной сети базового дохода (BIEN). Стэндинг и его коллеги выдвигают радикальные идеи по преобразованию системы государственной поддержки населения. В качестве меры социальной помощи предлагается ввести систему гарантированного дохода каждому нетрудоустроенному гражданину. Данная практика, по оценке Стэндинга, позволит не только снизить социальное напряжение, но также и достичь позитивных экономических эффектов. BIEN ведёт активную общественную и пропагандистскую деятельность, члены организации не теряют надежды в скором времени внедрить свои идеи в практику стран Европейского Союза. Сплочение прекариата, естественно, лишь ускорит легализацию инициатив.
Спорен вопрос о том, в какой мере применима концепция прекариата Гая Стэндинга для описания процессов, происходящих в российском обществе. Сам автор легко оперирует категорией прекариата в отношении России. Наша страна, как и другие государства только недавно пережившие «формационный переход», не успела выработать в себе классовую структуру развитых капиталистических обществ, когда столкнулась с проблемами и противоречиями, породившими «новый опасный класс».
Мне представляется, что на сегодняшний день, вопрос о том, существует ли в действительности прекариат, не столь важен. Гораздо более значимым кажется другой вопрос: Насколько привлекательна сегодня концепция прекариата? Даже в отсутствии реальной близости, мировоззренческой и ситуационной, привлекательный концепт может выступать основой для формирования некоего «воображаемого сообщества». Даже в отсутствии действительных классовых взаимоотношений неудовлетворённые, остро чувствующие свою незащищённость люди способны концентрироваться вокруг имени, концепта, идеи. Теория Стэндинга не только именует, но и предлагает проект возможного развёртывания гражданской активности.
Теория прекариата неоднородна и сложна концептуально, она включает в себя идеи левые, феминистские, экологические, но, что важно, и общегуманистические, выступает против дискриминации, националистических идеологий, предлагает сценарий сплочения.
Прекариат, в данном случае неважно имеет это понятие реальный референт или нет, активно выражает протест сложившимся несправедливым социальным порядкам. Возрастающая протестная активность населения – реальность, в которой мы живём независимо от применяемого тезауруса. Для осмысления этих явлений наверняка будет разработано ещё немало теорий, но в отношении итогов этой партии определённость внесёт следующий ход. Ход агентов власти. Хочется верить, что перед принятием этого решения члены властных элит ознакомятся с возможно большим числом альтернатив. Книга Гая Стэндинга – интересная альтернатива.