Дамир Ваисович Мухетдинов,
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова,
Россия, 119991, г.Москва, Ленинские горы, д.1,
ildar-nn@ya.ru.
Айдар Юрьевич Хабутдинов,
Казанский филиал Российского государственного университета правосудия,
Россия, 420088, г.Казань, ул.2-я Азинская, д.7а,
aihabutdinov@mail.ru.
Ильшат Фердинантович Гимадеев,
Казанский федеральный университет,
Россия, 420008, г.Казань, ул.Кремлевская, д.18,
IFGimadeev@kpfu.ru.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что на современном этапе обще-ственное движение мусульман в России и в мире приобретает все более активный и массовый характер. Статья направлена на то, чтобы показать как общественное движение российских мусульман в период революции 1905-1907 гг. совмещало лозунги за религиозную автономию и трансформацию России в правовое государство. В качестве ведущего подхода к исследованию данной проблемы используется теория капиталов Пьера Бурдье, так как, создавая религиоз-ную автономию, наряду с религиозным капиталом, духовенство стремилось приобрести куль-турный, социальный и символический капитал. Мы приходим к выводу, что в «Исляхат әсаслары» («Основы реформ») Муса Биги концентрирует внимание на стремлении российской мусульманской элиты, прежде всего татарской элиты, использовать общественное движение и проекты реформ периода российской революции 1905-1907 гг. для создания стабильных структур религиозной автономии. В центре труда Мусы Биги – проекты Ризаэтдина Фахрет-дина, который сыграл ключевую роль в религиозных структурах мусульман Волго-Уральского региона, начиная с первых лет прошлого века и до своей смерти в 1936 году.
Ключевые слова: Муса Биги, Ислам, Ризаэтдин Фахретдин, российская революция 1905-1907 гг., Оренбургское магометанское духовное собрание.