Дамир Ваисович Мухетдинов,

Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова,

Россия, 119991, г.Москва, Ленинские горы, д.1,

ildar-nn@ya.ru.

 

Айдар Юрьевич Хабутдинов,

Казанский филиал Российского государственного университета правосудия,

Россия, 420088, г.Казань, ул.2-я Азинская, д.7а,

aihabutdinov@mail.ru.

 

Ильшат Фердинантович Гимадеев,

Казанский федеральный университет,

Россия, 420008, г.Казань, ул.Кремлевская, д.18,

IFGimadeev@kpfu.ru.

 

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что на современном этапе обще-ственное движение мусульман в России и в мире приобретает все более активный и массовый характер. Статья направлена на то, чтобы показать как общественное движение российских мусульман в период революции 1905-1907 гг. совмещало лозунги за религиозную автономию и трансформацию России в правовое государство. В качестве ведущего подхода к исследованию данной проблемы используется теория капиталов Пьера Бурдье, так как, создавая религиоз-ную автономию, наряду с религиозным капиталом, духовенство стремилось приобрести куль-турный, социальный и символический капитал. Мы приходим к выводу, что в «Исляхат әсаслары» («Основы реформ») Муса Биги концентрирует внимание на стремлении российской мусульманской элиты, прежде всего татарской элиты, использовать общественное движение и проекты реформ периода российской революции 1905-1907 гг. для создания стабильных структур религиозной автономии. В центре труда Мусы Биги – проекты Ризаэтдина Фахрет-дина, который сыграл ключевую роль в религиозных структурах мусульман Волго-Уральского региона, начиная с первых лет прошлого века и до своей смерти в 1936 году.

 

Ключевые слова: Муса Биги, Ислам, Ризаэтдин Фахретдин, российская революция 1905-1907 гг., Оренбургское магометанское духовное собрание.

 

Статья (полная версия)