Альфат Магсумзянович Закирзянов,
Казанский федеральный университет,
Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18,
alfat_zak@mail.ru.
В современной татарской драматургии ведутся серьезные поиски в разных направлениях. Авторы, наряду с реалистическим и романтическим изображением действительности, активно обращаются к сложным событиям человеческой жизни, которые зачастую невозможно понять и объяснить, а также пограничному состоянию человека, изображению его состояния в бинарных оппозициях. Драматурги, стремясь более полно и достоверно раскрыть это и донести до читателя, используют такие приемы и средства, как условность, метафоры, символы, мифы, архетипы и т.д. В последнее время авторы часто прибегают к использованию мифов в содержании произведений. Причиной, на наш взгляд, является стремление создать новую модель мира, изобразить действительность в тесной связи как с далеким прошлым человечества, так и внутренним миром отдельного человека, а также преподнести ценностно-смысловой мир самого автора.
В современной сценической литературе мы встречаемся со следующими видами мифологизма: 1) мифы, возникшие на основе верований и страхов далеких предков; 2) универсальные образы и явления, встречающиеся в культурах разных народов; 3) литературные факты, которые нашли свое место в истории как отражение культурных достижений национального сознания. В одних произведениях миф сохраняет свое первоначальное содержание, в других же видим его трансформацию, а в некоторых произведениях происходит разрушение мифа. В данной статье раскрываются особенности мифологизма в тесной связи с жанром, содержанием и формой произведения.
Ключевые слова: татарская драматургия, традиция, новаторство, миф, мифологизм, национальная особенность, новое содержание, образ, символ.