21 июля в КФУ прошла встреча директора института математики и механики им. Н.И. Лобачевского c абитуриентами. Вслед за этим 25 июля прошел прямой эфир в инстаграме КФУ с Максимом Георгиевичем Храмченкововым.
На обеих встречах Максим Георгиевич говорил о том, почему стоит выбирать для поступления ИММ КФУ, а также отвечал на задаваемые вопросы.
"Образование - очень важная вещь", - начал Максим Георгиевич, - "С одной стороны, учиться нужно всю жизнь, и я сам каждый день узнаю что-то новое в своей области. С другой стороны, чтобы учиться продуктивно и поглощать большие объемы знаний человеку нужно много физических сил, поэтому лучше это получается делать в молодые годы."
Установив динамическую картину, директор института продолжил риторику:
"Чего хочется студенту? Хочется учиться весело. Различные забавные ситуации, связанные с друзьями, с экзаменами - они присутствуют. Вам будет учиться несомненно нескучно. Но кроме того, мы все такие существа, что нам хочется, чтобы учиться было легко. Но давайте подумаем, часто ли это бывает хорошо, когда учиться легко. На самом деле, это очень плохой признак. Если учиться легко, то это означает, что Вас ничему не учат. Не скрою, в нашем институте учиться трудно, потому что Вы здесь получете настоящее (его еще называют фундаментальным) оборазование."
"Что в образовании главное? Примерно то же, что в английском газоне. Почему английский газон такой ровный? Потому что его 300 лет стригут. А для образования важны традиции. Традиционное - значит, что способ передачи знаний, отработанный веками (а в нашем институте - это именно так), - это гарантия того, что Вы получите настоящее образование. Я гарантирую Вам, что у нас Вы получите его качественное."
"Чем бы Вы ни занимались в жизни - Вам дадут не столько профессию, сколько знания. Прочувствуйте это. Знания математики (или механики) - это необычайно важная штука. Вы, наверняка, слышали, что сейчас происходит математизация всего и вся. Например, если Вы включите новостные передачи, то наше правительство постоянно говорит о цифровой экономике. И она, разумеется, базируется на математике."
Заговорив о математике, Максим Георгиевич, решил дать какое-то представление о том, что же такое математика:
"Математика - это даже не наука, а мета-наука, наднаука. Как образуется математическое знание? Математика не существует сама по себе, хотя и есть некоторые разделы математики, которые очень редко обращаются к разделам науки, которые ее породили. Разные области знания (геология, медицина, биология, физика) создают теории, часто формулирующиеся в виде различных уравнений, впрочем иногда и не уравнений, а более сложных конструкций. То, что при этом создается, называется математическими моделями, а математические модели порождают большое число математических задач. Причем, часто бывает так, что модели и задачи из разных, не относящихся друг к другу областей, оказываются одинаковыми. Математики умеют решать математические задачи, причем отрешившись от изначального конкретного вопроса, давать общее решение. Поэтому, зная математику, можно решать задачи в любой области, которая порождает математические модели, а это на сегодняшний день почти вся наука. Поэтому получение нового математического знания необычайно ценно."
Далее речь пошла о механике.
"Я сам учился на механике, потом перевелся на другой факультет на кафедру теории относительности и гравитации. Потом занимался математической геологией."
"Слово механика созвучно слову механизм. Да, механизм - один из объектов механики. В мои студенческие годы, к нам приходили люди с мыслью, что здесь их сделают механизаторами. Это совсем не так. Механика - это часть физики, но она имеет дело с определенным масштабом явлений. Есть микромир, где работает квантовая механика, есть макромир, где действует теория относительности, и вот есть мезомир, то что происходит в чувственно ощущаемом нами мире, то что происходит в автомобилях, в холодильниках, самолетах и зданиях. Это физика ощущаемого нами мира."
Вышесказанное директор института резюмировал так:
"Математика - наука о проведении рассуждений. Вас здесь научат думать."
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Далее мы приводим серию вопросов, прозвучавших после основной части, а также во время прямого эфира в инстаграме.
- Где у вас занимаются теорией вероятностей и мат. статистикой?
А.А. Новиков: Надо понимать, что теория вероятностей и мат. статистика - это разные науки. Занятия по трем курсам "теория вероятностей", "математическая статистика" и "теория случайных процессов" проводятся, так исторически сложилось, кафедрой математического анализа. На ней же происходя научные изыскания в области некоммутативной теории вероятностей. Математическая статистика, в свою очередь, в научном плане в Казанском университете в большей степени сконцентрирована на кафедре математической статистики ИВМиИТ. Впрочем, не надо думать, что между ИММ и ИВМиИТом в этом плане глухая стена, нет. Я сам проходил аспирантуру в ИВМиИТ, потому что мой научный руководитель работал на кафедре мат. статистики; а действующая заведующая кафедрой математической статистики ровно наоборот, проходила аспирантуру на кафедре математического анализа и даже продолжительное время на ней работала.
- В чем различие учебных планов "Математика: общий профиль" и "Математика и компьютерные науки"?
А.В. Ожегова: Изначально на учебно-методическом объединении, где собирались все деканы факультетов и директора институтов, где происходило обучение математики, планировалось заменить "математику" на "математику и компьютерные науки", поэтому изначально мы почти не меняли планов. Однако, на данный момент по ряду причин мы понимаем, что разница должна быть, причем существенная. Начиная с третьего курса, у нас большое количество курсов по выбору. Так называемая вариативная часть. Есть блок дисциплин, из него нужно что-то выбрать. На направлении "математика" будет разделение в области "чистой математики", а на направлении "математика и компьютерные науки" будут курсы, связанные с компьютерными технологиями или теоретической основой информатики. Математика относится к одной группе специальностей, начинающейся с 01, а математика и компьютерные науки с 02, поэтому там также есть ряд различий, которые предъявляются к выпускным квалификационным работам.
- Чем отличается "механика и математическое моделирование" от "прикладной механики"?
М.Г. Храмченков: Направление "механика и математическое моделирование" относится к физ-мат наукам, а "прикладная механика" к техническим. Что это означает на практике? То что первый в большей степени ученые, вторые в большей степени инженеры. Кстати, во всем университете сейчас "прикладная механика" единственная специальность, аккредитованная по техническим наукам, по настоящей инженерии. И кстати, пока прикладная механика будет платной, но со следующего года мы открывает бюджетный набор. Будет 16 бюджетных мест.
- Для студентов ИММ возможны поездки по программам обмена в зарубежные институты?
А.А. Новиков: Конечно, возможен. На самом деле, возможностей съездить куда-то - их море. Было бы желание, было бы старание. К этому надо готовиться и готовиться не в последний момент, а это должен быть некоторый план, заранее продуманный. В остальном же со стажировками, или с поступлением в зарубежную магистратуру или аспирантуру принципиальных проблем нет.
- Занимаются ли студенты научной работой?
М.Г. Храмченков: Да, обязательно. С третьего курса наши студенты должны писать курсовые работы. У ряда наших студентов есть научные публикации.
- Как обстоят дела со спортом в институте?
М.Г. Храмченков: Наш заместитель директора по социально-воспитательной работе - человек очень спортивный, поэтому зачахнуть, конечно, Вам не даст. ИММ пользуется спортивной инфраструктурой всего университета, как и другие институты, поэтому все, что есть в КФУ - все доступно и нашим студентам. Кстати, у нас есть студентка, которая защитила разряд кандидата в мастера спорта по альпинизму, причем она успевает при этом и прекрасно учиться, и участвовать в сборной университета по олимпиадной математике.
- Много ли девушек учится в ИММ?
М.Г. Храмченков: Примерно половина. У нас в этом плане абсолютное равноправие и никто никого не ущемляет. Я даже прокомментирую для тех, кто интересуется, что кроме того что они умные (а глупых у нас не учится), они еще и красивые.
- Каков средний возраст преподавателей?
М.Г. Храмченков: 44 года.
- Что значит, что на ИТИСе математика проводится на базе кафедр ИММ?
М.Г. Храмченков: Это означает, что весь цикл математических дисциплин, которые проходят на ИТИСе, впрочем, которых не очень много, проводится сотрудниками Института математики и механики.
Также был задан довольно неожиданный вопрос:
- Сходят ли студенты ИММ с ума?
М.Г. Храмченков: Нет. Стереотип о рассеянном и оторванном от жизни математике, рисуемый в анекдотах и в массовой культуре, имеет мало чего общего с реальностью. Здесь как нельзя лучше подойдут слова Михаила Васильевича Ломоносова "математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит". Да, математики могут казаться задумчивыми и погруженными в собственные мысли, но не надо путать одно с другим.