НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Изучение дорожной карты русско-татарских билингвов, включая определение уровня межкультурной коммуникативной компетенции (путем использования RoadMapBilingual), с целью усовершенствования процесса подготовки педагогических кадров для образовательных организаций с этнокомпонентом»
ГРАНТОДАТЕЛЬ: Елабужский институт ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ОСНОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ: Кафедра русского языка и контрастивного языкознания Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет» (к.ф.н. доц. Бубекова Л.Б., к.ф.н. доц. Данилова Ю.Ю., д.ф.н. проф. Салимова Д.А., аспир. асс. Нуриева Д.Р.); Международный методсовет по многоязычию и межкультурной коммуникации ОЦ «ИК@РУС» (Германия), Международная лаборатория с распределенным участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет» (отв. секретарь, научный руководитель Кудрявцева Е.Л.)
СОИСПОЛНИТЕЛИ: Кафедра теории и методики профессионального образования (к.п.н. доц. Латипова Л.Н.); кафедра педагогики (к.п.н. доц. Газизова Ф.С.) Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет».
АПРОБАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА: МБДОУ «Детский сад №3 «Теремок» Елабужского муниципального района» Республики Татарстан (зав. детсадом Адиуллина М.Ф., воспитатель по обучению родному языку Тазеева Г.А.)
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ: 2015 календарный год
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: к.ф.н. доц. Бубекова Л.Б.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА. В рамках настоящего проекта предполагается изучение среднестатистической дорожной карты русско-татарских билингвов (путем использования RoadMapBilingual), включая определение уровня (А, В, С) межкультурной коммуникативной компетенции (комплект субтестов), что позволит выявить специфику развития естественного билингвизма в регионах Татарстана и учесть данные факторы при усовершенствовании процесса подготовки педагогических кадров для образовательных организаций с этнокомпонентом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
ПУБЛИКАЦИИ:
Издания, индексируемые в БД «Scopus»:
- Ekaterina L'vovna Koudrjavtseva, Daniya Abuzarobna Salimova & Ludmila Anatolievna Snigireva. Russian as Native, Non-native, one of Natives and Foreign Languages: Questions of Terminology and Measurement of Levels of Proficiency// Asian Social Science. – 2015. – Vol. 11. – № 14. – P. 124-132. (Published by Canadian Center of Science and Education Received: December 20, 2014 Accepted: March 27, 2015 Online Published: May 22, 2015 doi:10.5539/ass.v11n14p124). – URL: http://dx.doi.org/10.5539/ass.v11n14p124.
Издания, индексируемые в БД «Ulrich's Periodicals Directory» (Нью-Джерси, США):
- Мартинкова А.А., Данилова Ю.Ю., Салимова Д.А., Кудрявцева Е.Л. Проблемы самопрезентации и самоидентификации детей-билингвов: учет культуроведческого компонента при тестировании // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2015. – № 5 (54). (в печати).
- Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Пути создания искусственной лингвосоциокультурной среды при изучении иностранного и поддержании другого родного языка в дошкольном и младшем школьном возрасте // Многоликая Россия, в слове явленная: научно-практическое методическое пособие/ Сост. и научн. ред. О.Н. Левушкина. – М.: МИОО, 2015. – С. 471 477.
Издания ВАК РФ:
- Кудрявцева Е.Л., Тимофеева А.А., Бубекова Л.Б., Буланов С.В. Современные игровые технологии в преподавании и изучении языков // Русский язык за рубежом. – 2015. – № 3 (250). – С. 50-65.
- Салимова Д.А., Салимов Р.Х. Проблема языков и взаимоотношений народов в татарской философско-просветительской мысли // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – №1 [Электронный ресурс]. – URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1201536.
- Мартинкова А.А., Данилова Ю.Ю., Салимова Д.А., Кудрявцева Е.Л. Проблемы самопрезентации и самоидентификации детей-билингвов: учет культуроведческого компонента при тестировании// Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2015. – № 5 (54). (в печати).
Издания, индексируемые в БД «РИНЦ»:
- Кудрявцева Е.Л., Берсенева М.С. Учебно-методические комплексы для изучения русского языка и культуры России в поликультурной аудитории // Русский язык как неродной: новое в теории и методике: Материалы IV Международной научно-методической конференции. – Чебоксары, 2015. – С. 49-68.
- Могилевская С.З., Кудрявцева Е.Л., Бубекова Л.Б. Создание совокупного компетентностного ландшафта организации и индивидуального компетентностного портрета воспитанника: календарь-портфолио как инновационная технология // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 13. – С. 561-565.
- Кудрявцева Е.Л., Тимофеева А.А., Бубекова Л.Б. Модульный игровой комплекс «Дети мира» как новый формат образовательного интегративного материала от дошкольной организации до поствузовского неформального образования // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей: Сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Т.Н. Семенова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 10-13.
- Кудрявцева Е.Л. От многоязычия – к креативности: Инновации в поликультурном образовании // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.). В 15 тт. – СПб.: МАПРЯЛ, 2015. – Том 9. Направление 8. Русский язык в межкультурной коммуникации. – С. 123-128.
- Кудрявцева Е.Л. Естественный билингвизм как образовательный и научный потенциал личности // Многоликая Россия, в слове явленная: научно-практическое методическое пособие/ Сост. и научн. ред. О.Н. Левушкина. – М.: МИОО, 2015. – С. 540-547.
- Буланов С.В., Кудрявцева Е.Л. Развитие креативности билингвов: путь от интеркультурности к формированию «человека мира» // Многоликая Россия, в слове явленная: научно-практическое методическое пособие / Сост. и научн. ред. О.Н. Левушкина. – М.: МИОО, 2015. – С. 459-471.
- Салимова Д.А., Кудрявцева Е.Л. Из опыта обучения русскому как иностранному: групповые и индивидуальные занятия по развитию речи с учениками, имеющими разный уровень подготовки // Современная коммуникативистика. – 2015. – №4 [Электронный ресурс]. – URL: Volume: 4 issue: 4 10.12737/12862
Статьи в зарубежных изданиях:
- Салимова Д.А. Методический аспект проблем, связанных с обучением билингвов // Curriculare und soziale Aspekte der Bildung und Erziehung bilingualer Kinder. Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen. Band 6. Herausgegeben von Sergey Afonin und Elena Plaksina. – Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2015. – P.71-79.
Статьи в сборниках научных конференций:
- Кудрявцева Е.Л., Бубекова Л.Б., Салимова Д.А., Тимофеева А.А. Тест на уровень коммуникативной компетенции для детей-билингвов в возрасте от 3 до 14 лет с русским языком как одним из родных: практические рекомендации // Взаимодействие языков и культур: исследования выпускников и потенциальных участников программ Фулбрайта: материалы докладов IV Международной научной конференции (15-16 апреля 2015 г.) / Под ред. Г.Н. Чиршевой; сост. Г.Н. Чиршева; В.П. Коровушкин. – Череповец: ЧГУ, 2015. – С. 53-57.
- Данилова Ю.Ю., Нуриева Д.Р., Тазеева Г.А. Тест на наличие и уровень сбалансированности русско-татарского билингвизма у дошкольников // Евразийская толерантность: формы и виды проявления: Материалы Международной научной конференции «Язык и межкультурное общение: Толерантность – Коммуникация – Текст» (24-26 сентября 2015 г., Казахстан, г. Астана)/ Отв. ред. А.Е. Агманова. – Астана: Изд-во ТОО «KazServisPrint LTD», 2015. – С. 36-45.
СЕМИНАРЫ И МАСТЕР-КЛАССЫ:
- Международный научно-методический семинар «Технологии и инструменты психолого-педагогического сопровождения дву- и многоязычных детей» (21-22 апреля 2015 г., РФ, РТ, г. Елабуга). Оргкомитет: Международный методсовет по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации (Кудрявцева Е.Л.), Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Данилова Ю.Ю., Латипова Л.Н., Бубекова Л.Б.); МБДОУ «Детский сад №3 «Теремок» ЕМР» РТ (Адиуллина М.Ф., Тазеева Г.А.).
- Мастер-классы к.п.н. Е.Л. Кудрявцевой «Специфика работы с билингвами», «Игровые технологии и технология календаря-портфолио в поликультурной образовательной среде» в рамках Международного фестиваля школьных учителей (9-11 августа 2015 г., РФ, РТ, г. Елабуга). Оргкомитет: Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
- Курсы повышения квалификации сотрудников билингвальных поликультурных образовательных организаций РФ и стран дальнего зарубежья по направлению «Тестор системы комплектного диагностического тестирования (ЕИ КФУ)» в рамках Международного фестиваля «Русский язык и современные коммуникации» (Тверь, 18-25 августа 2015 г.). Оргкомитет: Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ».
- Семинары Е.Л. Кудрявцевой по специфике работы с билингвальной поликультурной аудиторией в:
ДОКЛАДЫ НА НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ:
- Кудрявцева Е.Л. Игровые технологии на занятиях языком как одном из родных и как иностранным // Пятый международный научный семинар «Homo Communicans: Человек в пространстве межкультурной коммуникации» (4-5 июня 2015 г., Польша, Штеттин, Uniwersytet Szczeciński).
- Данилова Ю.Ю. Тест на наличие и уровень сбалансированности русско-татарского билингвизма у дошкольников // Международная научная конференция «Язык и межкультурное общение: Толерантность – Коммуникация – Текст» (24-25 сентября 2015 г., Казахстан, г. Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Гумилева).
- Кудрявцева Е.Л. От многоязычия – к креативности: Инновации в поликультурном образовании // XIII конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры» (13-20 сентября 2015 г., Испания, г. Гранада).
СТАЖИРОВКИ:
- Студенты: Софронова Ю., Низамбиева И. в Международный методический совет по вопросам многоязычия и межкультурных коммуникаций (Германия, гг. Берлин, Гюстро) – 12-23 января 2015 г. Темы «Работа с учащимися-билингвами в поликультурной образовательной среде» и «Разработка измерительных инструментов и развивающих игр для дошкольников-билингвов, включая технологию».
- ППС: стажировка к.п.н. доц. Латипова Л.Н., к.и.н. доц. Крапоткина И.Е. в Международный методический совет по вопросам многоязычия и межкультурных коммуникаций (Германия, гг. Берлин, Гюстро) – 2-10 сентября 2015 г. Проблема «Предметно-развивающая среда дошкольного образования для детей билингвов».
ПРОДУКЦИЯ:
- Договор об открытии апробационных и экспериментальных площадок Международной лаборатории с распределенным участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» ЕИ КФУ (в частности: МБДОУ «Детский сад №3 «Теремок» Елабужского муниципального района» РТ; МБОУ «Гимназия №1» Менделеевского муниципального района РТ; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска РТ).
- Комплексные диагностические тесты для немецко-русских билингвов от 3 до 14 лет: практические рекомендации для проведения тестирования двуязычных детей и подростков/ Сост. Е.Л. Кудрявцева; авт. Е.Л. Кудрявцева, А.А. Тимофеева, Ю.Ю. Данилова, Д.А. Салимова, Л.Б. Бубекова. – Schöneiche bei Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2015. – 126 c.
- Календарь-портфолио дошкольника / Сост. Е.Л. Кудрявцева; авт. Е.Л. Кудрявцева, А.А. Тимофеева, Л.Б. Бубекова. – Рига: RetorikaA, 2015. – 420 стр.
- Игротека «Дети мира» / Авторы идеи Е.Кудрявцева, У. Крюгер. – Рига: RetorikaA, 2015