В рамках стартовавшего информационного проекта «Актуальное интервью ИСФН» мы анонсировали предстоящую встречу с Екатериной Снарской, заместителем директора по образовательной деятельности. Сегодня в беседе с нашим корреспондентом замдиректора рассказывает о своем стратегическом участке работы, дает много полезных и своевременных советов студентам в преддверии сессии, вспоминает свои студенческие годы, делится рецептами здоровых завтраков, шутит о приметах и ритуалах, рассуждает о философском образовании, давшем ей путевку в жизнь, и многом другом.
На 15 этаже у кабинета замдиректора по образовательной деятельности всегда многолюдно. И связано это, как говорит сама Екатерина Валерьевна, с тем, что образовательный процесс максимально динамичен, он требует оперативности и постоянного внимания. Здесь, наряду с задачами стратегического характера, приходится решать и вопросы текущие, а это главным образом работа и с преподавателями, и со студентами. Какие же задачи решаются здесь, в кабинете 1502?
Екатерина Снарская курирует организацию образовательной деятельности ИСФН – это работа по сопровождению учебного процесса и учебно-методическая работа, проводимая с кафедрами.
Учебный процесс включает в себя такие направления деятельности, как контроль над выполнением графика учебного процесса; вопросы по движению контингента студентов; аналитика результатов сессий; своевременное назначение академических и именных стипендий студентам.
Учебно-методическая работа касается процедуры проведения конкурсов ППС, формирования штатного расписания Института; контроль над распределением и выполнением учебной нагрузки преподавателей; утверждение учебных планов; контроль над выполнением норм системы менеджмента качества; организация и проведение аттестаций, аккредитаций и лицензирования направлений подготовки Института.
Не менее важным аспектом деятельности Екатерины Снарской являются: профориентационная работа, организация приема абитуриентов и аналитика трудоустройства выпускников.
- Корр. Екатерина Валерьевна, профориентационная работа и организация приема абитуриентов – это в нашем Институте тот активный участок, который напрямую связан с будущими студентами, с тем, чем будет наполнена научная и образовательная жизнь всего коллектива ИСФН. Поделитесь идеями, планами по этой теме?
- У нас по этому направлению глобальные планы. Действительно, есть два аспекта, которые тесно связаны с подготовкой будущих студентов к обучению в университете: довузовская подготовка и организация приема абитуриентов. Важно понимать, что два летних месяца приемной кампании – это уже сложившийся результат. А вся предварительная работа, которая организуется в рамках довузовской подготовки и профориентационной работы – это процесс, требующий непрерывного функционирования в течение всего года, постоянно. Именно от того, насколько качественно мы сможем помочь абитуриенту в поисках интересной для него области знаний, зависит возможность привлечения талантливых, мотивированных студентов.
- Корр. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для организации профориентационной работы Института и довузовской подготовки? Может быть, кратко расскажете о предстоящих мероприятиях?
- В ИСФН функционирует Малый Институт, руководит им ассистент кафедры теории и практики электронных СМИ Газизов Рамис Рассыхович. Сегодня Малый ИСФН — это, главным образом, информационная площадка для абитуриентов, на базе которой ведется активная профориентационная работа. Среди наиболее крупных запланированных мероприятий можно назвать ставшие уже традиционными — Школа молодого журналиста (обучение проводится с декабря по апрель); Проведение зонального творческого конкурса «Серлекалэм» для старшеклассников (с февраля по июнь); Фестиваль для школьников РТ «Алтын Калям-Золотое перо» (с февраля по июнь); секции по философии, религиоведению, политологии, конфликтологии, социологии, журналистике в рамках XVII конференции учащихся им. Н.И.Лобачевского (март, апрель); Республиканская олимпиада по обществознанию (февраль, март) и др. Кроме того, на одном из последних заседаний Ученого совета ИСФН была согласована дата проведения Дня открытых дверей — 30 января 2016 года.
- Корр. Мы понимаем, что уже сейчас активно ведется работа по организации приемной кампании-2016. Расскажите, что ждет наших абитуриентов?
- К уже реализуемым направлениям подготовки прибавится целый ряд новых направлений и магистерских программ. Так, сейчас на стадии лицензирования находятся два новых направления: «Телевидение» (уровень бакалавриата), которое станет совершенно самостоятельным и выйдет за рамки профилей журналистики; и «Медиакоммуникации» (уровень бакалавриата) — это междисциплинарное направление будет реализовываться кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии совместно с кафедрой теории и практики электронных СМИ. Кроме того, уже открыты и включены в план приема новые магистерские программы: Социология: «Социология управления инновационными процессами», Конфликтология: «Корпоративный конфликтменеджмент»; Философия: «Социальная философия и философия культуры: практики проектирования»; Философия: «Философия и методология науки». Хочу отдельно выделить еще две совершенно новые магистерские программы: во-первых, «Философия: искусство жить» - это первая магистерская программа по философии в нашем округе с возможностью обучения по заочной форме и, что интересно, она совпадает по своему основному содержанию с аналогичной программой Гарвардского университета; во-вторых, магистерская программа «Транснациональная миграция и религиозная адаптация», которая будет реализовываться полностью на английском языке.
Сегодня приоритетным оказывается именно развитие магистерских программ — этому способствует и стратегия КФУ, и высокий уровень поддержки государства. Магистратура способна объединить в себе высокое качество образования и научную деятельность, что, безусловно, способствует повышению рейтинговых позиций КФУ. Государство всячески поддерживает эту стратегию, ежегодно увеличивая количество выделяемых бюджетных мест для обучения в рамках магистратуры.
- Корр. Что Вы можете сказать о контингенте студентов нашего Института? Какова география обучающихся в ИСФН?
- В ИСФН обучается 1453 студента. Из них 626 студентов – за счет средств федерального бюджета, 50 студентов – по государственной линии (это иностранные граждане, которые получили направление на обучение в ИСФН); 777 студентов обучаются по договорам за счет средств физических/юридических лиц.
На примере наших студентов вполне можно изучать географию России. К нам приезжают учиться как из ближайших регионов (Республика Марий-Эл, Башкортостан; Челябинская, Самарская, Оренбургская области), так и из регионов более отдаленных (Ямало-ненецкий автономный округ, Архангельская, Московская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Сибирь, Мурманская область) и т.д. Кроме того, сегодня в Институте обучается 90 иностранных граждан – это студенты ближнего зарубежья (Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Украина) и дальнего зарубежья (Китай, Бангладеш, Ирак, Габон, Индонезия, Чад, Зимбабве, Вьетнам, Корея). Сегодня очевидна тенденция на ежегодное увеличение числа иногородних и иностранных студентов. Это, безусловно, свидетельствует и об определенном кредите доверия, и о конкурентоспособности реализуемых нами направлений подготовки.
- Корр. В преддверии сессии особое внимание хотелось бы обратить на проблемы организации текущего и промежуточного контроля знаний. Что студентам и преподавателям в практическом отношении нужно помнить об исполнении регламента о балльно-рейтинговой системе?
- Принятая в КФУ система оценки знаний обучающихся может оцениваться по-разному — в ней есть позиции, которые необходимо совершенствовать. Но нельзя отрицать преимуществ главного принципа этой системы: студент в течение всего семестра получает знания и навыки, которые необходимы для освоения основной образовательной программы. Текущий контроль знаний стимулирует своевременно и глубоко осваивать материал дисциплины. Фактически, сессия как форма промежуточного контроля при условии системной работы студента становится (и морально, и по трудоемкости) логичным завершением процесса обучения. Другое дело, что Федеральный закон об образовании допускает возможность самостоятельного освоения дисциплины студентом, этой же стратегии придерживаются все федеральные образовательные стандарты. Конечно, достижение самостоятельных результатов в образовании требует высокого уровня развития культуры студента, его ответственности и самоорганизации.
Если говорить о балльно-рейтинговой системе, то она является одним из основных элементов управления учебным процессом. Кстати, сейчас «Регламент о балльно-рейтинговой системе...» находится на переутверждении. В самое ближайшее время он будет действовать в новой редакции.
Однако, в ближайшую сессию, мы будем работать по новой системе начисления и распределения баллов. Здесь есть несколько принципиальных изменений:
- во-первых, мы уходим от понятия «недопуска» к зачетам и экзаменам. Отныне студенту не нужно набирать минимальные 28 баллов для возможности сдачи зачета или экзамена. Приходя на сессию, студент имеет право получить помимо основных вопросов, дополнительные задания, которые помогут продемонстрировать знания не только в рамках обобщенных экзаменационных вопросов, но и компенсировать задания из области текущей успеваемости.
- во-вторых, максимально возможное количество пересдач становится строго регламентированным. Раньше студент, не получивший допуска к зачету/экзамену, мог вплоть до окончания дополнительной сессии «добирать» баллы текущей успеваемости. Это процесс бесконечный, а студенты, стройными рядами «атакующие» преподавателя, – картина вообще традиционная. Сейчас система пересдач будет работать куда более слаженно, учитывая отсутствие ограничений по недопуску студентов: два раза студент имеет право сдать зачет или экзамен преподавателю (независимо от исходной суммы имеющихся баллов), третий раз назначается комиссия, по итогам которой выносится окончательный вердикт.
- и, наконец, третье, не менее важное изменение – каждая выпускающая кафедра в самое ближайшее время предоставит перечень дисциплин, освоение которых требует специальных условий и работ, самостоятельное изучение которых невозможно в силу их специфики. Например, целый ряд социологических исследований, требующих длительной подготовки, или практическая деятельность журналиста, которая подразумевает работу в определенной среде, например, на телевидении. Сдача зачета или экзамена по таким дисциплинам будет возможна только при условии предоставления необходимого объема выполненных работ.
Хочу заметить, что зачеты (даже недифференцированные) по-прежнему оцениваются в баллах по аналогии с экзаменами. И хотя в зачетную книжку студенту вносится нейтральное «Зачтено», преподаватель выставляет в ведомости определенное количество баллов. Студентам важно понимать, что не только экзамены, но и зачеты формируют общий рейтинг (средний арифметический показатель), который непосредственным образом влияет на возможность получения именных стипендий, например, стипендий Оксфордского российского фонда; стипендий, утвержденных Постановлением Правительства № 945 и т. д.
Согласно приказу ректора утвержден порядок организации учебного процесса в 2015-2016 учебном году:
- с 4 января по 24 января — зимняя экзаменационная сессия;
- с 25 января по 7 февраля — каникулы;
- с 8 февраля — начало второго семестра.
Соответственно, дополнительная сессия будет организована с 8 февраля по 28 февраля 2016 года.
По итогам основной сессии старосты учебных групп должны централизованно предоставить зачетные книжки в деканат для своевременного выявления академических задолженностей, а также для назначения базовых и повышенных академических стипендий.
Кстати, по итогам каждой сессии студенты, имеющие высокий рейтинг, имеют право подавать документы на назначение стипендий, утвержденных Постановлением Правительства № 945. Это отличная поддержка талантливой молодежи, которая позволяет поощрять не только достижения в учебе, но и в науке, спорте, общественной и культурной деятельности.
- Корр. Расписание на портале представлено в виде электронного модуля и предусматривает гибкий поиск по расписанию студентов, преподавателей, конкретных учебных аудиторий в режиме реального времени. Также продублировано оно в печатной версии и на стенах учебных корпусов. Что можно сказать в контексте пропуска занятий о расписании, регулирующем жизнь студентов?
- Расписание занятий по всем формам обучения утверждается проректором по образовательной деятельности перед началом каждого семестра. Только после утверждения расписание вносится в электронный модуль. Конечно, бывают переносы занятий по уважительным причинам, в этом случае коррективы не вносятся в электронный модуль, а обо всех изменениях в расписании преподавателей и студентов информирует деканат. Хочу отметить, что преподаватели должны строго соблюдать график учебного процесса и обо всех возможных переносах заблаговременно предупреждать деканат.
- Корр. В разделе успеваемость студентов каждый обучающийся в Казанском университете может посмотреть свою электронную зачетную книжку. Мы знаем, что для этого необходимо ввести свои персональные данные: ФИО и паспортные данные. А как успеваемость контролирует деканат, особенно пресловутых должников, переходящих из сессии в сессию, хорошо знающих, что такое «допка»? Как с ними ведется работа, и много ли отчисленных по неуспеваемости?
- Сегодня мы пользуемся автоматическими системами по аналитике успеваемости студентов — это очень удобно, учитывая большой количественный состав студентов. Отчеты по успеваемости можно отслеживать как в разрезе направлений подготовки, так и индивидуально по каждому студенту. Специалисты по учебно-методической работе деканата, отвечающие за каждое отделение нашего Института, регулярно по итогам основной и дополнительной сессии формируют списки «должников». Далее работа ведется как по каждому студенту индивидуально, так и путем информирования старост и кураторов соответствующих учебных групп. Вы говорите о «пресловутых должниках», которые систематически не укладываются в сроки основной сессии. А ведь большинство из них в период дополнительной сессии пропускают занятия уже начавшегося семестра, и автоматически входят в число неуспевающих, накапливая огромные пробелы в знаниях. Получается замкнутый круг, выход из которого один — максимально ответственно подходить к подготовке каждого зачета, каждого экзамена, ведь именно самодисциплина поможет избежать множества проблем, связанных с учебой. Только по итогам дополнительной сессии в этом году мы вынуждены были отчислить за невыполнение учебного плана 20 студентов.
- Корр. Через несколько дней - сессия, мы все ее ждем, готовимся, переживаем. Но есть и те, кто еще не прошел это испытание, это наши первокурсники. Что им посоветовать в канун первой сессии?
- Сама до сих пор очень хорошо помню свою первую сессию. Сессия для первокурсников действительно серьезное испытание. Знаете, как говорят? Настоящим студентом становятся не в момент поступления, а после первой сессии. Здесь, как мне кажется, важно сформировать максимально комфортное отношение к самому факту сессии. Смотрите, первокурсники — это вчерашние школьники, зачастую не преодолевшие в себе пресловутый «синдром отличника». Для многих целью является именно оценка, а отнюдь не возможность получения знаний. Студенческая жизнь — это лучший период для реализации возможности познания. Вот скажите, когда, если не «здесь и сейчас» можно взахлеб читать великие книги, приобщаться к культуре, изучать языки? После окончания учебы жизнь примет другой оборот — приоритетными станут совершенно другие задачи. Поэтому если уже в начале своего студенческого пути преодолеть психологический барьер, «вырасти» из школьной системы, половина успеха в период сессии гарантирована. Дело останется за малым — выстраивание системы знаний, полученных в течение семестра на лекционных и практических занятиях.
- Корр. Говорят, что перед сессией надо соблюдать определенный режим питания. Может, подскажете, как подготовить свой организм к этой эмоциональной встряске и есть ли у Вас заготовка-рецепт правильного завтрака?
- Шутя, скажу, что лучший завтрак для студента – «грызть» гранит науки. Если серьезно, нужно отдать должное интенсивным нагрузкам, которые происходят у каждого студента в период сессии. Мозг должен работать на 100%. Здесь главное – больше углеводов и белков. Нелишним будет и побаловать себя шоколадом – он помогает справиться со стрессом и улучшить настроение. Конечно, важно не только питание, но и правильный отдых, четкий режим сна, не меньше 7-8 часов в сутки. Работоспособность напрямую зависит от возможностей организма. И если организм истощить бессонными ночами, то и хорошее питание не даст положительного результата.
- Корр. Усидчивость, начитанность и долгие часы, проведенные в библиотеке, вовсе не залог успеха при сдаче экзаменов, считают некоторые студенты. Поэтому и было придумано множество студенческих примет и суеверий, связанных с экзаменационным периодом. Например, в полночь кричать из окна общежития: Халява, приди! Что вы знаете о приметах, как к ним относитесь, верите?
- Я ведь тоже была студенткой, так что сон с книгой под подушкой перед экзаменом, тянуть билет только «счастливой рукой», – все это мне знакомо и даже испробовано. Приметы помогают справиться с психологическими трудностями в период сессии — безусловно. Кому-то исполнение ритуалов перед экзаменом позволяет обрести уверенность в себе — почему нет? Другое дело, что надеяться исключительно на приметы — это реальный повод пополнить ряды неуспевающих по итогам сессии.
- Корр. Мы знаем, что опубликованы итоги мониторинга Национального центра профессионально-общественной аккредитации, где в номинации «Лучшие образовательные программы инновационной России – 2015» отнесены реализуемые в КФУ программы ИСФН по направлениям «Религиоведение», «Социология», «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». Как-то прокомментируете этот успех?
- Высокая оценка качества образовательной программы — это результат, который позволяет констатировать правильную стратегию развития Института. Посмотрите, мы осуществляем реализацию по восьми направлениям, четыре из которых (а это 50 %!) входят в число лучших по всей территории России. Далеко не каждый институт, да и ВУЗ в целом, может похвастаться такими высокими результатами. Система мониторинга — это стандартная процедура, которая регулярно проходит в каждом ВУЗе, в частности, в форме аккредитации. Комплексная процедура аккредитации образовательных программ была пройдена нашим Институтом в феврале этого года. Экспертная оценка и тогда была очень высокой. Но то была именно оценка экспертов — профессионалов, целью которых является аналитика учебных планов, соответствие процедуры освоения образовательной программы системе компетенций, которыми должен обладать выпускник. Мониторинг Национального центра профессионально-общественной аккредитации — это не только оценка экспертов-профессионалов, но и общественности (самих студентов и их работодателей). Согласитесь, это дорогого стоит.
- Корр. Уходит 2015 год, поделитесь, что удалось реализовать из намеченного и что существенного планируется в нашем Институте?
- Когда мы говорим об образовательной деятельности, то результаты правильнее подводить не календарными годами, а учебными. Именно учебный год является завершенным циклом, и 1 сентября начинается новый виток развития образовательного процесса. Конечно, уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Этот год был сложным и очень плодотворным для нашего Института: мы успешно прошли комплексную процедуру аккредитации образовательных программ, которая подтвердила выполнение требований государственных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов качества организации образовательного процесса при подготовке студентов по лицензированным направлениям подготовки и специальностям. Мы вышли на качественно новый уровень подбора научно-педагогических кадров – возросшие квалификационные требования к ППС, заключение эффективных контрактов с преподавателями – все это, безусловно, способствует как профессиональному росту наших сотрудников, так и развитию образовательной и научной среды в целом.
Сейчас главной задачей образовательного процесса вижу в успешном прохождении процедуры лицензирования новых образовательных программ, увеличение доли иностранных студентов, максимальное выполнение плана приема абитуриентов.
- Корр. Екатерина Валерьевна, наша обстоятельная беседа так и подсказывает еще одну мысль, расскажите, как удается Вам совмещать административно-управленческую, преподавательскую и научную деятельности?
- Для меня главным оказывается вопрос о правильной расстановке приоритетов. У человека мало ограничителей. Все зависит от того, какие цели и задачи поставлены, какими методами человек пытается их достичь. Мы говорим о возможности совмещения разных областей деятельности. И здесь нужно четко представлять, в какой последовательности, какие цели я готова достичь в данный момент; важно и умение выстраивать стратегические, долгосрочные перспективы. Бывают периоды, когда верх берет объективно плотный график для меня, как замдиректора. Эти периоды цикличны, например, начало и конец года. В другое время появляется возможность заниматься наукой, которая вполне гармонично вписывается в педагогическую деятельность. Преподаватель ведь часто делится результатами своих научных изысканий со студентами – здесь наука помогает преподаванию. И наоборот, подготовка к лекции, требуя изучения огромного объема литературы, способствует рождению интересных идей, которые потом развиваются в научной деятельности.
- Корр. В связи с этим другой вопрос, а как организовано Ваше свободное время? Есть ли у Вас хобби?
- Проблема в том, что времени свободного нет. Все свое время, которое я провожу вне стен университета – занимает у меня моя дочь, моя семья. Им я и уделяю имеющееся свободное время, они нуждаются в моем внимании. Так и получается: моя семья – мое хобби. Параллельно дома приходится готовиться к занятиям, решать какие-то срочные деловые вопросы. На «классическое хобби» времени совершенно не остается. Хотя могу сказать – я очень люблю читать. Мне в этом смысле повезло, потому что моя работа во многом совпадает с тем, что я люблю по жизни.
- Корр. Вы ведь получили классическое философское образование в Казанском университете. Скажите, как по жизни и в карьере оно помогает и как отразилось на вашей профессиональной деятельности?
- Философское образование дало главное – правильную жизненную установку. Я научилась смотреть на мир с разных ракурсов. Образование выстроило во мне внутренний стержень. Это очень важно и в личной, и в профессиональной деятельности. Можно ведь по-разному оценивать жизненные и профессиональные ситуации: одни видят бесконечные проблемы (как тут не опустить руки?), другие – задачи. Я отношусь ко второй категории людей. Этому меня научила научный руководитель Наталья Анатольевна Терещенко. Способность «трезво» оценивать ситуацию, возможность формулировать задачу, конструировать альтернативные варианты решения и умение выбрать из них самый оптимальный – не всегда самый короткий, но всегда самый комфортный, – все это, безусловно, помогает и в жизни, и в карьере.
- Корр. Екатерина Валерьевна, благодарим Вас за интересные ответы на вопросы и уделенное нам время!
«Актуальное интервью» подготовлено корреспондентом редакции сайта ИСФН Марией Спирчаговой.