Редакция сайта Института социально-философских наук и массовых коммуникаций начинает новый информационный проект «Актуальное интервью». Первое из запланированных интервью с Марией Юрьевной Ефловой, заместителем директора ИСФН по научной деятельности. В беседе с корреспондентом редакции Мария Ефлова рассказывает о реалиях сегодняшнего дня, о планах развития науки в Институте, о трудностях, объективных успехах и значимых решениях.
Что же знаем мы о тонкостях разработки политики ИСФН в сфере научной деятельности. И кто в первую очередь отвечает за этот ответственный участок работы. Сегодня наша беседа с Марией Юрьевной Ефловой как человеком, который напрямую отвечает за продвижение научной деятельности нашего Института.
Выполняя должностную обязанность заместителя директора ИСФН по объемному и обширному направлению, напрямую курирует научно-организационную и инновационную деятельность. Выстраивая тесное взаимодействие с такими подразделениями, как УНИД, ДВС, ЦПР, ДИС, в том числе обязательный контакт с отделом аспирантуры и докторантуры КФУ, Мария Ефлова организует участие Института в конкурсах, грантах, выставках и конференциях. Второй, не менее важный блок, связан с аналитикой и мониторингом научной деятельности. Здесь важна своевременная подготовка и сдача отчетов по научно-исследовательской работе: по международной деятельности, программе развития, программе конкурентоспособности.
- Корр. Какие первоочередные задачи сегодня вы ставите перед собой, что на вашем направлении требует особого внимания?
- Свою ответственность вижу в четкой работе с отделом аспирантуры и докторантуры КФУ. В Институте реализуются 4 направления и 14 направленностей аспирантуры. Все они будут проходить аккредитационную экспертизу в декабре этого года. Необходимо вовремя довести информацию до коллег по кафедрам, подготовить документы по Институту. Мы уже проходили аккредитацию по бакалавриату и магистратуре, объем работы в данном русле нам знаком. Также параллельно, не снижая общих темпов, необходимо регулировать документальное обеспечение научно-исследовательской работы Института в целом. Сегодня важна разработка отдельных проектов и стратегии развития НИР Института. Определение критериев, оценка и анализ результативности и эффективности работы подразделений и процессов по своим направлениям деятельности, представление соответствующих отчетов – все это требует сосредоточенности и высокой работоспособности.
- Корр. Для того, чтобы эффективно увеличить выпуск научных статей в высокорейтинговых журналах, в первую очередь, необходимо иметь людей, которые могут это обеспечить. Как в нашем Институте решается эта тема?
- Моя ключевая позиция: кафедры и Институт - пространство для диалога профессионалов. Свою деятельность я строю согласно данной позиции. Если на кафедре работает сотрудник - ученый, исследователь, профессиональный преподаватель высшей школы – его не надо подбадривать публиковаться. Публикации, на мой взгляд, это естественный результат его работы. Я, к примеру, социолог–исследователь. Проведение исследований является потребностью. Исследования под моим руководством идут регулярно как инициативные, так и заказанные. Естественно, мне хочется поделиться их результатами на лекциях со студентами, на круглых столах и через публикации с коллегами. Задача директората сформировать в Институте команду профессионалов.
- Корр. Какие конкретные практики помогут выработать правильные организационные решения, чтобы на таком непростом участке развития научных исследований в нашем Институте добиться высокой результативности?
- К примеру, с 1 ноября 2015 преподаватели должны формировать плановые индивидуальные показатели (оценивается научная активность сотрудников), что является ответственностью каждого. Индивидуальный план включает, наряду с другими, следующие индикаторы – количество публикаций статей в базе данных ВАК, Web of Science и Scopus, количество тезисов, число подготовленных публичных мероприятий и конференций. У каждого показателя есть определенная цена и общее количество баллов. В сумме за учебный год надо набрать в среднем 100 баллов (зависит, конечно, от учебной нагрузки). По сути, учтены все виды научной деятельности, в которой участвует сотрудник – преподаватель, ученый. Пока слышны разные реплики. А реальность такова, что для кого-то 100 баллов серьезная проблема, а для кого-то и 200 набрать легко. Формирование эффективных контрактов, по сути, направлено на формирование профессиональной среды. Задача дирекции - создать условия для работы и выполнения этих показателей.
- Корр. Как происходит взаимодействие горизонтали и вертикали: с замами директоров по науке и, непосредственно, с проректором по научной деятельности КФУ?
- Выстроить вертикальные и горизонтальные отношения не сложно, когда налажены межличностные коммуникации. Я училась в университете, закончила аспирантуру на кафедре социологии, большинство коллег мне знакомы со студенческой скамьи. На современном этапе работает электронное правительство, входящая информацию оперативно приходит через электронную систему документооборота. Также проводятся регулярные совещания, как например, последнее по Дням науки в КФУ под председательством проректора Д.К. Нургалеева, на котором встречались заместители по научной деятельности, сотрудники УНИД и Пресс-центра КФУ. Коллеги между собой знакомы и прекрасно взаимодействуют, вопросы решаются достаточно оперативно. Если есть неясность, можно перезвонить, уточнить. Налаженная коммуникация - это ценно.
- Корр. Расскажите, как на уровне КФУ идет научный контакт с подразделениями в разрезе реализации междисциплинарных проектов?
- Например, с ИТИС, как с нашими самыми территориально близкими соседями есть проекты, есть планы на проекты, есть перспективы на исследования. Мы на начальной стадии осуществления амбициозных планов с Институтом фундаментальной медицины и биологии при участии социологической лаборатории: изучаются социально-медицинские аспекты адаптации студентов, также реализуется проект «Социально-значимые проблемы развития региона: выявление факторов сердечно-сосудистых заболеваний». Совместно с Институтом филологии и межкультурных коммуникаций им. Льва Толстого реализуется проект «Bilingualism between conflict intensification and conflict resolution - Ethno-linguistic conflicts, language politics and contact situations in Ukraine and Russia since the break-up of the USSR» и другие.
- Корр. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения организационной работы в научно-исследовательской деятельности Института, что в конечном итоге будет служить на общее благо университета?
- Я считаю, что очень хорошо, когда есть инициатива от преподавателей и ее надо поддерживать. К примеру, Гузель Яхиевна Гузельбаева, доцент кафедры общей и этнической социологии организовала научный семинар, который на кафедре с уже определенными традициями проводится регулярно. Она сформировала площадку для плодотворного общения профессионалов. Мы ждем этих встреч. Продолжаем обсуждение выдвинутых проблем в социальных сетях. Коллеги рассказывают о своих исследованиях, стажировках, проектах, публикациях. Подобные практики всегда будут поддержаны и директоратом, и сотрудниками. Это и есть пример максимально комфортных условий для развития научной деятельности. Есть свои профессиональные площадки на кафедрах журналистики, политологии, конфликтологии, религиоведения и др. Роман Петрович Баканов, доцент кафедры журналистики уже 12 лет бессменный организатор конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». У философов не так давно прошли уже ставшие традиционными «Садыковские чтения», на которых растворяешься в теплой творческой атмосфере.
- Корр. Особо хотелось бы обратить внимание на проблемы научно-исследовательской работы студентов, соответствия НИР и учебной работы преподавателей. Каковы проблемные точки, которые можно здесь обозначить? Есть ли у Вас какие-то пожелания?
- Безусловно, сложной для гуманитариев является тема финансирования научной деятельности и академической мобильности. Вечная проблема, которую мы пытаемся решать вместе и каждый из нас в отдельности. Дело в том, что никогда в истории на науку не обрушивался «золотой дождь». Не секрет, что результаты научной деятельности не находятся в прямой зависимости от объемов финансирования. К примеру, Иоганн Кеплер, очень известный немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы проводил свои научные исследования на собственные деньги, которые зарабатывал как астролог. Благодаря некоторым удачным предсказаниям, Кеплер заработал репутацию искусного астролога, а доходы от составления гороскопов тратил, в том числе, и на исследования. Из века в век эта проблема повторяется. Несмотря на то, что мы живем в XXI веке, мы осознаем, что профинансировать все исследования – просто невозможно. Зачастую, если есть научный интерес, ученый проводит инициативные исследования за собственные средства, особенно на первых этапах исследования проблемы. Вернусь к вопросу о профессионалах, которых остановить невозможно. Если горит исследовательский интерес, то не провести исследование просто не возможно, пытливая научная совесть приведет к результату при любых условиях. Второй аспект материальной составляющей. Как говорил мой коллега, преуспевший в научном франдрайзинге, - деньги есть всегда, важно их найти и перенаправить в нужное для тебя русло. Под конкретный актуальный исследовательский проект можно найти финансирование или заказчика. Этим надо просто заниматься.
Какие еще проблемные точки, которые можно здесь обозначить – конечно, чтобы не угасал в самих ученых исследовательский интерес. И на это как раз влияет профессиональная среда. Если мы встречаемся на конференциях и научных семинарах, если включаемся в академическое сообщество – это всегда подогревает интерес. Исследователь развивается благодаря комфортной исследовательской среде. Надо, чтобы она была.
Несмотря на то, что финансовая ситуация сложна для гуманитариев и науки в целом в период экономического кризиса, мы не остановили свои исследования и стажировки. Академическую репутацию института формируем через публичные научные мероприятия, которые организуются институтом, также финансируются командировки сотрудников за счет внебюджетных средств ИСФН.
- Корр. Уточняющий вопрос. Если проводится конференция, каждый по итогам или предваряет это событие или хочет иметь сборник после конференции. Как решается вопрос публикации? Есть ли какая-то градация, очередность и по каким критериям происходит отбор для публикации?
- Решение об издании рукописи принимает редакционно-издательский совет (возглавляет М.Ю. Ефлова). К ноябрю 2016 года поступило 6 заявок от кафедр. Решение принимается на конкурсной основе. Во-первых, учитывается актуальность материала, стоимость издания, число авторов. К сожалению, нет возможности опубликовать все рукописи. Возможно частичное финансирование. Здесь нет шаблонов. В случае невозможности финансирования мы предлагаем авторам обратиться в библиотеку им. Н.И.Лобачевского, где есть возможность издания учебно-методических пособий и монографий в электронном формате.
- Корр. Естественно, что в Институте могут быть плановые научные мероприятия, а также внештатные или внеплановые. Как решатся в этом случае вопрос публикации?
- В общем потоке научной деятельности не потерялись ни одно мероприятие и ни одна заявка на финансирование издания. Мы заседали в ноябре, и приняли план научных мероприятий на следующий год. Если возникнет внештатная ситуация, то вопросы обсуждаются незамедлительно, применяется гибкий подход. Подчеркну, что бюджет Института формируется, в первую очередь, не из научно-исследовательских средств, а от средств образовательных услуг. Соответственно публикуемые издания и проводимые мероприятия должны быть актуальны для учебного процесса.
- Корр. Подскажите, кто координирует НИРС в нашем Институте, куда и к кому обращаться студентам. Также, каким образом в контексте научной деятельности для студентов решается в Институте проблема не только материальных, но и моральных поощрений?
- Ответственная за НИРС по ИСФН - Ляйля Рашитовна Сабирова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры татарской журналистики lysabirova@yandex.ru. На каждой кафедре есть ответственные за научную работу студентов. Работа выстраивается от кафедры к директорату, происходит регулярный обмен информацией. Если есть нестандартные вопросы - студенты социально–политического отделения и отделения философии и религиоведения зачастую обращаются ко мне. Студенты отделения массовых коммуникаций - к Ляйле Рашитовне.
Теперь о поддержках. Оба вида очень важны. Материальная: есть возможность один раз в год оплатить поездки на конференции и поддержать студентов. Этим занимается УНИД КФУ. Мы со своей стороны предлагаем максимально полную информацию по грантам и исследованиям, которые проводятся в вузах России и за рубежом. Что касается моральной поддержки, студенты, участвующие в научной жизни имеют первостепенный приоритет для поступления в магистратуру, аспирантуру.
- Корр. Как обычному пользователю или любому интересующемуся человеку можно отыскать информацию о научных мероприятиях, в частности о предстоящих в ИСФН конференциях? Кем и как часто они проводятся в ИСФН?
- Сайт Института http://kpfu.ru/institutes/isfnmk, как главная площадка для информирования располагает всей регулярно обновляющейся информацией, она вся выверена и свежая. Все, что в ближайшее время нас ожидает - на ней отражено. На портале КФУ есть календарь научных мероприятий, именно здесь можно увидеть планируемые в перспективе у нас в 2016 году события научного плана. Есть по мероприятиям общий план, который подан в УНИД. У нас запланировано около 20 ключевых научных мероприятий. Также хотелось бы обратить внимание и на распространение информации о деятельности института в социальных сетях. Наша задача скоординировать и предоставить всю информацию в Сеть.
- Корр. Как вы считаете, есть те, кто задает в Институте энергичную тональность в плане организации научных мероприятий?
- Активными субъектами научной деятельности в Институте являются кафедры. Как администратор, организатор, модератор этого процесса я работаю с сотрудниками кафедр. Каждая кафедра ведет свое тематическое направление, несмотря на то, что у нас есть и общая научная площадка, и междисциплинарные проекты.
Главным источником информации также являются непосредственно кафедры. Если необходима конкретная информация по конфликтологии, то надо обращаться на кафедру к конфликтологам, если интересно ближайшее мероприятие по журналистике, то, пожалуйста, на странице кафедры журналистики есть вся исчерпывающая информация. Кафедры свободны и самостоятельны в планировании своей научной деятельности, исходя из своих возможностей. Дирекция Института, в свою очередь, организует и опекает знаковые события, которые финансируются из средств внебюджета и требуют масштабного информирования.
У нас все ориентируются в информационном пространстве: у многих сотрудников есть блоги, паблики, под них подписано большое количество людей. Поддерживаем марку нашего Института, что он все-таки социально-философских наук и массовых коммуникаций.
- Корр. Календарный 2015 год практически на исходе, что удалось осуществить из намеченного и что важнейшего планируется на следующий год в нашем Институте?
- В декабре 2015 года планируется аккредитация аспирантуры, подготовка к ней занимает определенное количество времени и ресурсов. Год сам по себе в плане научных мероприятий, конечно, насыщенный, как и все предыдущие, все плановые конференции у всех кафедр состоялись. Так как Институт объединяет философов, социологов, журналистов, политологов, создали междисциплинарный клуб магистров и аспирантов «Логос» для обсуждения междисциплинарных вопросов. Клуб возглавляет философ Ольга Волчкова, магистр 1 года. Это очень интересное начинание.
- Корр. Завершая сегодня наше интервью, которое, конечно, не могло полностью охватить все темы, волнующие наш Институт, предлагается обобщить стратегию развития научного потенциала ИСФН.
- У нас складывается новая отличная научная тенденция. Прошедший семинар магистров-аспирантов тому подтверждение. Мы, образно говоря, пока каждый в своей лодке, но пришло время садиться на один общий корабль. И такие конкретные примеры объединенных научных связей уже у нас есть. Социологи активно сотрудничают с журналистами, журналисты объединились в рамках магистерской программы с религиоведами, философами и так далее. Подмечу, что это не размывание границ науки. В данном случае встречаются профессионалы, и каждый в своей области смотрит и изучает объект со своей точки зрения. Это интересно, потому что у всех своя риторика, свои концепции. И вот, когда это все выстраивается в некую систему, может получиться добротный результат.
Институт уникален тем, что объединил гуманитарные и общественные специальности. В конечном счете, специалисты в данных областях (политологи, социологи, религиоведы, журналисты) влияют как прямо, так и косвенно на принятие жизненно важных решений для всего общества. Дискуссия о том, что у гуманитариев сейчас «не тот сезон» - инициирована безосновательно. Актуальные современные проблемы и пути их разрешения – предмет изучения наших коллег.
- Корр. Спасибо Вам за интересную познавательную беседу.
«Актуальное интервью» подготовлено корреспондентом редакции сайта ИСФН Марией Спирчаговой.