По инициативе глав России и Казахстана в Российском Университете Дружбы Народов (РУДН) состоялась научно-практическая конференция «Религия против терроризма». Задача её организаторов - показать, что истинные религиозные учения имеют своей главной целью достижение мира, просвещения, взаимопонимания, взаимоуважения и не приемлют насилия. Что решить проблему псевдорелигиозного экстремизма без опоры на духовных лидеров невозможно.
В поисках акиды
Что противопоставить идеологии псевдорелигиозного экстремизма и терроризма? В последние годы поиску ответа на этот вопрос в нашей стране и во всём мире уделяется много внимания.
Так, в прошлом году в Татарстане была принята «Социальная доктрина российских мусульман», которую подписали духовные лидеры Центральной России и Северного Кавказа. В начале года в Марокко состоялась конференция по защите религиозных меньшинств в исламских странах. В августе в Грозном прошло заседание Всемирной исламской конференции, в которой приняли участие духовные лидеры из Иордании, Катара, Марокко, Египта, Кувейта, Узбекистана, Азербайджана и нескольких регионов России, и на которой был принят ряд важных документов. Прошли подобные мероприятия в Казахстане, ряде других стран СНГ, где в последние годы всё более активную роль играет религиозный фактор. Наконец, на Крите был проведён форум православных церквей.
Однако принципиальное отличие этой научно-практической конференции - в её более открытом формате, носящем светский характер, и привлечении широкого круга участников. В их числе - представители администраций президентов России и Казахстана, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства иностранных дел, несколько послов, видные учёные крупнейших институтов РАН, занятые исследованиями заявленной проблемы, духовные лидеры основных религиозных конфессий России, представители национальных и религиозных диаспор, студенческих землячеств из более чем 100 стран, включая Сирию, Иран, Ирак, Афганистан, Нигерию…
Не секрет, что, говоря о религии как альтернативе терроризму, подразумевают в первую очередь ислам - наиболее молодую и пассионарную мировую религию, переживающую в ХХI веке свой ренессанс. Число последователей ислама и в мире (1,6 миллиарда человек), и в России (около 15 миллионов) растёт куда быстрее осознания и правильного восприятия ими акиды - основ исламского вероучения, и поэтому количество отнюдь не всегда перерастает в качество. Причин для этого много. Рассмотреть некоторые их них и попытались эксперты.
Без бога не до порога
О том, что терроризм не может быть ни исламским, ни христианским, ни в принципе религиозным, было заявлено в самых первых выступлениях: заместителем руководителя администрации президента России, бывшим главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым; сопредседателем оргкомитета конференции, чрезвычайным и полномочным посолом Республики Казахстан в России Маратом Тажиным; председателем Отдела внешних церковных сношений РПЦ МП митрополитом Волоколамским Илларионом (Алфеевым); председателем Федерации еврейских общин России Александром Бородой и другими, поскольку все основные религиозные конфессии традиционно выступают за мир и основаны на любви человека к человеку и человека к богу.
Однако в истории бывало всякое - в древности и Средние века среди иудейской и мусульманской общин действовали прибегавшие к индивидуальному террору и методам насилия сикарии и ассасины. В ходе полемики, однако, выяснилось, что эти сообщества никогда не были выразителями мнений общей массы верующих, оставаясь сектантскими по своему духу и типу. Сегодня, как показывают опросы, лишь менее 1 % верующих готовы взяться за оружие в случае нарушения их прав. Среди неверующих таких в 7 раз больше. С другой стороны, от 70 до 95 % верующих безоговорочно поддерживают идею «Россия - наш общий дом». Среди неверующих таких не более 55 %.
Опыт России служит примером мирного сосуществования людей самых разных вероисповеданий и национальностей, и нашу страну, в отличие от многих других государств Старого и Нового Света, никогда не сотрясали межэтнические и межконфессиональные войны.
Союз правоохранителей и духовенства
«Россия - одна из первых в мире стран, которая столкнулась с псевдоисламским терроризмом, и опыт, накопленный в борьбе с ним, не должен пропасть даром. Пример положительного решения проблемы - современная Чеченская Республика, - об этом напомнил уроженец Северного Кавказа, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ильяс Умаханов.
Одной из главных причин дестабилизации региона, по его мнению, являлось, помимо чисто шовинистических идей, брожение умов из-за отсутствия возможности получения в России полноценного богословского образования. Барьером же на пути продвижения идей исламистского радикализма стали решимость центральных и местных властей, принципиальная позиция духовенства и активность правоохранительных органов.
«Именно священнослужители и верные долгу сотрудники МВД России - та реальная сила, на которую должна опираться власть и на которой базируется порядок в регионе. Недаром последователи шайтана больше всего боятся именно священников и полицейских, убивая их в первую очередь", - подчеркнул Умаханов. По оценкам выступавшего, с 2009 года по настоящее время на Северном Кавказе от рук террористов погибли 44 мусульманских духовных лидера. Указал сенатор и на заинтересованность в разжигании межрелигиозной розни Запада, который показал своё истинное лицо в Сирии, фактически подыгрывая исламистам.
Ярким и смелым было выступление одного из молодых и набирающих популярность среди мусульман Центральной России проповедников, первого заместителя председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Российской Федерации муфтия Дамира Мухетдинова. По его мнению, активное возвращение в публичное пространство исламских традиций и мусульманского образа жизни происходит в результате двух основных факторов: отсутствия сформулированной национальной идеи и государственной идеологии, а также массового возврата к мировоззрениям и социальным моделям дореволюционной России. "Наблюдаемая сегодня в национальных республиках исламизация является объективным и естественным явлением, а попытки так называемой европеизации через навязывание западных этических стандартов и массовой культуры, пропаганду аморальности и вседозволенности, по сути, только подогревают её», - убеждён он.
Вместе с тем он призвал мусульманское духовенство не бояться выносить на широкое обсуждение такие темы, как джихад или шахидизм, дабы исключить их перевирание недобросовестными толкователями. Дамир Хазрат выразил волю большинства российских муфтиев, заявив, что во избежание кровопролития необходимо продолжать вести всесторонний диалог с оппонентами из другого лагеря до тех пор, пока они не возьмутся за оружие. Это выступление также вызвало полемику среди участников конференции, что говорит об актуальности проблемы.
Война на два фронта
Представитель МИД России, посол по особым поручениям Константин Долгов в своём выступлении обрисовал неутешительную картину происходящего на Ближнем Востоке и в Сирии. В частности, он напомнил о настоящем исходе из региона, в первую очередь, христиан, традиционно проживающих здесь.
К.Долгов констатировал и другой неприятный факт: «Если мы где-то и проигрываем, уступаем террористам, так это в битве за умы. В рядах ИГИЛ сражаются в основном молодые люди. И поэтому трудно переоценить значение диалога государства и представителей всех ведущих конфессий. Россия продолжит борьбу с такими опасными явлениями, как исламофобия, христианофобия и другие фобии.
Совместными усилиями с лидерами, прежде всего, исламского духовенства нам очень важно выиграть войну за умы и сердца - это важнейшая стратегическая задача. Наша страна находится в авангарде борьбы с терроризмом, и, что очень важно, мы являемся оплотом фундаментальных традиционных ценностей. Поэтому очень важно не только укреплять, но и популяризировать этот мощнейший опыт межрелигиозного взаимодействия, накопленный в России на протяжении столетий. То, что сегодня президент страны уделяет огромное внимание этой проблеме, является главным фактором для консолидации народов нашей страны и большим подспорьем для работы на международной арене».
Нашли поддержку у собравшихся основные идеи, высказанные представителем российского МИД, и у чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в России Мехди Санаи. Он ещё раз заострил внимание участников конференции на том, что религиозный экстремизм - результат отхода части народа от традиционных ценностей.
Другой представитель дипкорпуса, посол Азербайджана в России, народный артист Азербайджанской ССР Полад Бюль-Бюль оглы Мамедов, напомнил о вкладе его родины в борьбу с терроризмом. Про печальный опыт африканской Руанды, где ещё недавно целое десятилетие бушевал межэтнический конфликт, унёсший жизни почти миллиона жителей страны, рассказала посол этой республики в России, выпускница РУДН Жанна д,Арк Муджавамария. От имени женщин-мусульманок выступила Джавелды Гамар ханум, заместитель председателя Управления мусульман Кавказа, которая выразила надежду всех жён и матерей на скорейшее прекращение кровопролития.
Развивая тему двойных стандартов в борьбе с псевдоисламским терроризмом, высказался заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ РПЦ Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе, который обвинил в разжигании экстремистских взглядов воинствующих атеистов, чьи идеи набирают популярность в ЕС. По его мнению, именно секуляризм проявляет всё более агрессивные черты навязывания себя в качестве постулирующей доминанты всему человечеству, что и ведёт в итоге к очередному витку эскалации напряжённости в мире, одной из сторон которой и является создание ИГИЛ-ДАИШ. И если постхристианская Европа уже фактически подмята под себя эмиссарами секулярного гуманизма, оседлавшего руководящие органы в Европарламенте, то Россия, государства Ближнего Востока и ряд других государств, где сильны традиции, активно этому процессу сопротивляются.
Питательная среда для терроризма
Критически оценил принимаемые в стране меры по обузданию терроризма директор Института философии РАН профессор Андрей Смирнов, назвав их недостаточными и малоэффективными. По его мнению, мы, пользуясь футбольной терминологией, всё время отыгрываемся, не пытаясь атаковать. Корень проблемы он видит в том, что мы не учим с детских лет молодёжь основам вероучений и культуры наших соседей. Проблемой также, по его мнению, являются попытки деления ислама на культурный и политический, что вызывает протесты среди мусульман. Не эти ли неумелые попытки спровоцировали пассионарную часть мусульман на создание собственной модели - своего государства, известного ныне как ИГИЛ-ДАИШ? - задался вопросом профессор. «Нам следует разобраться во всех тонкостях механизма существования этого явления, чтобы понять его привлекательность для мусульман», - заявил он.
По мнению почётного президента Института Африки, академика РАН Алексея Васильева, в мире запущена масса микропроцессов, которые подпитывают терроризм, а он лишь меняет свои внешние формы и лозунги. Террористам создана неплохая реклама, которая благодаря Всемирной паутине распространяется по планете неукротимыми темпами. Но самое страшное, что эти преступники ассоциируются у некоторой части молодёжи с настоящими мужчинами, готовыми дать простые ответы на вызовы времени. Таким образом, создаётся впечатление, что террористы, пусть и варварскими методами, но выступают защитниками традиций, и именно поэтому у них немало сторонников, особенно в исламском мире. Прогноз, который дал академик, неутешителен: чем активнее Запад будет насаждать по всему миру свои ценности, тем больше молодёжи будет этому сопротивляться и поддерживать игиловцев как реальную военную и политическую силу.
Развивая эту тему, экс-спецпредставитель президента России по связям с организацией "Исламская конференция" и другими международными исламскими структурами Вениамин Попов заметил, что в некоторых странах молодые мусульмане чувствуют себя некомфортно: для них порой нет достойной работы, поэтому они не могут создать семью, вести достойную жизнь. В запрещённой в России ИГИЛ-ДАИШ представители исламской молодёжи, особенно в первое время, были желанными гостями. Им сразу давали оружие, дом, несколько жён, средства для существования. Для многих этого было достаточно, чтобы почувствовать себя счастливым!
Сама же идея создания халифата, пугающая и непонятная для европейца, весьма притягательна для уха многих мусульман, знакомых с историей вопроса. Период арабского халифата - это же золотой век ислама, так почему не стремиться к нему, не поддержать его? Соблазн очень велик! Что можно противопоставить такой позиции?
Казанский опыт
Отчасти ответ на этот непростой вопрос дали представители Казанского федерального университета: завкафедрой востоковедения и исламоведения, профессор Айдар Хубутдинов и кандидат исторических наук Рамиль Хайрутдинов. В качестве противодействия росту экстремистских настроений среди мусульманской молодёжи профессор Хабутдинов предложил с юных лет воспитывать в молодых людях понимание красоты своих традиций: семейных, религиозных, национальных, что, по его мнению, и делается в Татарстане.
Тогда молодые люди будут крепче привязаны к родной земле, тем более что Коран - книга универсальная и написана для всех мусульман, а не только живущих на Ближнем Востоке. Кроме того, молодым людям надо напоминать, что основатели мировых религий, включая пророка Мухаммеда, были людьми простыми, выходцами из народа, потому они и имели успех и были понятны. Стремление же молодёжи искать счастье и смысл жизни вдали от дома, выбрав себе в наставники чужеродных людей с длинными бородами и в чалмах, вызвано незнанием своих корней, недооценкой значения Родины.
Рамиль Хайрутдинов поддержал коллегу относительно необходимости популяризации опыта поволжской республики по противодействию псевдоисламскому экстремизму, признав при этом, что в Татарстане всё ещё остаётся свыше 300 экстремистов, способных дестабилизировать ситуацию. При этом более 70 из них находятся в рядах запрещённой ИГИЛ-ДАИШ. Полностью перекрыть источник распространения экстремистских идей не удаётся, так как этому способствует Интернет, где, несмотря на запреты, через подменные IP-адреса действует более 30 вербовочно-агитационных сайтов.
Их сила - наша слабость
По итогам работы конференции было выработано обращение её участников, в котором, в частности, говорится: «…Будучи убеждены, что международный терроризм невозможно победить усилиями отдельных стран, поддерживаем инициативы президентов России и Казахстана о необходимости консолидации усилий всего человечества в противодействии этой глобальной угрозе.
Признавая важность предупреждения экстремистских действий по реализации религиозных доктрин, призываем направить общие усилия на устранение идеологической основы терроризма путём широкой просветительской работы политических деятелей, духовных лидеров, деятелей искусства и науки, средств массовой информации, обращая особое внимание на проблему уязвимости молодёжи к влиянию экстремистской идеологии.
Заявляем о своей решимости способствовать ликвидации негативных последствий распространения идей радикального разрешения культурно-религиозных противоречий. В этой связи особо важно налаживание взаимопонимания между последователями разных религий, культур и цивилизаций, а также широкого вовлечения в эту деятельность представителей гражданского общества и СМИ.
Решительно поддерживаем религиозных лидеров, мужественно занимающих последовательно жёсткую позицию в отношении террористов и экстремистов, их деятельность по религиозному просвещению населения и по организации адекватного образования духовенства.
Призываем продолжать и углублять диалог культур и религий, предлагать новые идеи, направленные на обращение к духовному потенциалу религий в усилении их гуманистической роли в противодействии терроризму, в защите многообразного культурного наследия человечества.
Только таким образом можно избежать опасности отождествления терроризма и экстремизма с отдельными религиями, этносами или расами».
Выполнима ли резолюция? Время покажет.