Проблемы ЕГЭ, ОГЭ по истории и обществознанию, трудности, возникающие у школьников при написании своих первых исследовательских работ в этих областях знания, а также при подготовке к олимпиадам различного уровня – вот круг тем, которые были подняты сегодня, 7 августа, в рамках первого дня работы I Съезда учителей истории и обществознания Республики Татарстан.
Прежде всего, сегодня перед почти тысячей учителей из всех муниципальных районов Татарстана, а также федеральными экспертами в области разработки контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ, стояла задача найти решение проблем, возникающих в ходе подготовки школьников к сдаче экзаменов. В целом, разобрав результаты ЕГЭ и ОГЭ за последние два года, эксперты сошлись во мнении, что большинство выпускников последних лет достигло базового уровня подготовки, а более половины имеют повышенный и высокий уровень подготовки по обозначенным предметам.
Однако, вдаваясь в частности, которые нельзя оставлять в этом случае без внимания, они были вынуждены констатировать снижение уровня общегуманитарной, в том числе исторической подготовки выпускников средней школы. Наибольшие сложности у сегодняшних выпускников вызывают вопросы, связанные с историей культуры, экономики, внутренней политики. Учащиеся сегодня недостаточно хорошо владеют терминологией, слабее разбираются в сути основополагающих исторических и обществоведческих понятий, а также зачастую не могут работать в формате дискуссии, не могут логически рассуждать и грамотно излагать свои мысли – соответствующие задания в экзаменационных работах демонстрируют все эти недочеты современного образования налицо.
Прямое влияние на возникновение трудностей, по мнению участников съезда, оказывают недостаточное количество числа часов, отводимых на изучение истории и обществознания, а также недостаточно эффективные технологии, формы и методы подготовки учителей истории и обществознания, а также их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Все это говорит о назревании проблемы отнюдь нешуточной, ведь это ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, знающих историю своей страны и способных ориентироваться в современных условиях. И несмотря на то, что в целом в Татарстане сегодня наблюдается положительная динамика в области сдачи ЕГЭ и ОГЭ, ситуацию необходимо исправлять оперативно и с заделом на перспективу. Немногие пока знают, что Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ уже сегодня активно работает в этом направлении. И речь далеко не только об инициированном сотрудниками института съезде как экспертной площадке для эффективного обсуждения наболевших вопросов. В 2017 году при ИМОИиВ был создан специализированный научно-образовательный центр – Казанский методический центр исторического и обществоведческого образования, - деятельность которого направлена, в том числе, на всестороннюю учебно-методическую поддержку учителей истории и обществознании в их деятельности, а также учащихся.
И если участники съезда по итогам первого дня декларируют необходимость повышения государственного и социального статуса учителя истории и обществознания, необходимость рассматривать историческое образование в средней школе как важнейшую общественную и государственную функцию, заявляют о важности регулярного проведения мероприятий, задачами которых стали бы консолидация учителей истории и обществознания и активное их участие в разработке и обсуждении стратегических проблем исторического образования, а также делают упор на значимости уделения большего внимания развитию системы повышения квалификации учителей и модернизации учебных пособий, то сотрудники центра уже предлагают первые конкретные шаги на пути решения озвученных проблем.
Так, например, первым действием из серии оперативных, тех, что можно предпринять уже сейчас, могло бы стать проведение для учителей консультаций раз в квартал или полугодие ведущими экспертами предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ, в рамках которых эксперты передавали бы учителям свои знания относительно выполнения того или иного проблемного задания в экзаменационных работах, помогали им понять, как верно донести материал до учеников. Не меньшее внимание необходимо уделять и работе с самими учащимися, причем должны быть предоставлены равные условия как школьникам из Казани, так и ребятам из других населенных пунктов республики. Если для столичных учащихся проводить экспресс-курсы предлагается еженедельно в течение года, то для иногородних будущих выпускников они должны быть организованы в каникулярное время в усиленном режиме.
В отношении исторического образования совсем не лишним станет и запущенный Институтом международных отношений, истории и востоковедения ежемесячный лекторий «Open History» - интересный формат подачи материала по наиболее трудным историческим темам гарантированно обеспечит высокий уровень запоминания материала и применения полученных знаний не только в теоретических, но и в практических заданиях.
Научить же вновь детей размышлять и рассуждать, помочь им овладеть навыком ведения дискуссии и приобрести столь необходимые в жизни навыки логического мышления призвана модернизация начального уровня проведения научно-исследовательской деятельности. Ни для кого не секрет, что сегодня научные конференции в школах зачастую превращаются в конкурс рефератов. Основной причиной этого является недостаточная сформированность исследовательских компетенций у самих научных руководителей школьников – учителей истории и обществознания. Над решением этой проблемы сотрудники научно-образовательного центра КФУ тоже готовы трудиться. Уже сегодня ими разработана программа курсов для учителей, направленная на обновление их знаний в области подготовки ученика к научной конференции. Участники курсов получат базовые теоретические знания о специфике проведения исторического исследования, ознакомятся с важнейшими «инструментами» историка, получат представление о наиболее актуальных проблемах современной отечественной историографии и возможность применить полученные знания и навыки на практике уже в рамках самого курса. И это только первые инициативы на данном направлении.
Возвращаясь к работе самого съезда, нужно отметить, что если сегодня он в большей степени был посвящен проблемам ЕГЭ и ОГЭ, то завтра дискуссия в рамках пленарного заседания и круглых столов продолжит затрагивать в целом тему будущего исторического и обществоведческого образования как в регионе, так и на просторах всей страны, ведь упомянутые проблемы не являются уникальными для Татарстана, а присущи всей Российской Федерации. Результаты второго дня работы съезда обещают быть не менее значимыми.