Учебный процесс\Кафедра ботаники и физиологии растений - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Учебный процесс





Кафедра реализует учебный процесс по ООП биология 020400,62; ООП педагогическое образование 050100,68


Основные образовательные програмы по специальностям

020205.65. Физиология. Физиология растений (Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, Общие математические и естественно-научные дисциплины, Общепрофессиональные дисциплины, Специальные дисциплины, Факультативные дисциплины, Учебные и производственные практики, Программа государственного экзамена).

020204.65. Ботаника (Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, Общие математические и естественно-научные дисциплины, Общепрофессиональные дисциплины, Специальные дисциплины, Факультативные дисциплины).

В учебном процессе принимают участие 20 докторов и кандидатов биологических наук (4 - д.б.н., 16 - к.б.н.): 17 штатных преподавателей кафедры; 3 сотрудника КИББ КазНЦ РАН (2 - проф., 1 - к.б.н.).



АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ



РЕПРОДУКТИВНАЯ БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

ФИТОДИЗАЙН

ФИТОПАТОЛОГИЯ КУЛЬТУРНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ

РАСТЕНИЕВОДСТВО

ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЙ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

АЛЬГОЛОГИЯ И МИКОЛОГИЯ

ФИТОГОРМОНЫ

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА В ФАРМАКОЛОГИИ И КОСМЕТОЛОГИИ


ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


                                  

           Горшков В.Ю.                                  Идрисова Г.И             

 ст. преподаватель, к.б.н.                           доцент, к.б.н.


     Лекарственные растения (ЛР) - источник получения лекарственного растительного сырья (ЛРС), используемого для создания лекарственных препаратов растительного происхождения. В современной медицине применение лекарственных средств (ЛС) растительного происхождения лежит в основе фитотерапии (лечение растениями) и частично медикаментозной терапии. Необходимость расширения ассортимента ЛС растительного происхождения, изучение химического состава растений и возможность биосинтеза веществ, имеющих значение в медицинской практике, не может быть осуществлена без знания базовых представлений о ЛР. В процессе освоения дисциплины "Лекарственные растения" учащиеся получают сведения о традиционных медицинских системах, знакомятся с биологией и экологией ЛР, химическом составе ЛРС и его применении при лечении тех или иных заболеваний. Подробно рассматриваются вопросы строения и биосинтеза первичных и вторичных метаболитов, вырабатываемых растительной клеткой, оказывающих физиологическое воздействие на организм человека и обуславливающих лекарственные свойства растений. На лабораторных занятиях рассматриваются основные диагностические признаки ЛРС, позволяющих установить его подлинность. При выполнении курсовых и дипломных работ студенты кафедры ботаники и физиологии растений проводят исследования по выявлению ресурсов ЛР, установлению оптимальных сроков и способов сбора, сушки и хранения ЛС в зависимости от динамики накопления фармакологически активных веществ.

  


ТРАНСГЕННЫЕ РАСТЕНИЯ



 

Зав.каф. О.А.Тимофеева    асс. А.Л. Михайлов               доц. Ю.Ю. Невмержицкая


Данный курс знакомит с методами и достижениями генной инженерии растений. Генная инженерия позволяет вводить в растения гены устойчивости к различным стрессовым факторам (например, были получены устойчивые к засухе трансгенные растения, имеющие в своем геноме ген скорпиона), фитопатогенам, гербицидам и пестицидам, гены скороспелости, фиксации азота и др. Возможно также создание сортов растений, способных синтезировать некоторые белки животного происхождения. Путем генной инженерии возможно повышение урожайности на 40-50%. За последние 5 лет в мире земельные площади, используемые под трансгенные растения, увеличились с 8 млн. га до 46 млн. га. Создание трансгенных растений позволяет решить целый комплекс проблем, как агротехнических и продовольственных, так и технологических, фармакологических и т.д. Кроме того, уходят в небытие пестициды и другие виды ядохимикатов, которые нарушали естественный баланс в локальных экосистемах и наносили невосполнимый ущерб окружающей среде. В процессе изучения курса идет активное обсуждение преимуществ и недостатков трансгенных растений.






x