.
Пособия
Практические работы по курсу биология человека. Часть 2 Здоровье человека: учебно-методическое пособие / Т.В. Балтина, Г.Г.Яфарова, А.Р. Гиззатуллин, Н.В. Звездочкина – Казань: Казанский федеральный университет, 2020. – 76 с. [pdf]
В настоящее пособие включены учебно-методические материалы по дисциплине «Биология человека» основного образовательного стандарта направления подготовки бакалавров 06.03.01. Биология. Пособие знакомит с методами оценки работоспособности и физического здоровья человека, оценки основного обмена и правилами составления здорового рациона питания, а также оценки адаптации и стресса. Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Описание каждой работы включает методические указания и практические задачи. Практикум предназначен для студентов бакалавров, обучающихся по направлению «Биология».
Нейробиология обучения и памяти / Богодвид Т.Х., Гайнутдинов Х.Л. / – Казань: Казан. ун-т, 2019. – Учебно-методическое пособие. – 33 с. [pdf]
Учебно-методическое пособие предназначено для помощи в освоении курса лекций и семинарских занятий по нейробиологии обучения и памяти. В пособии рассмотрены особенности врожденного и приобретенного поведения, рассматриваются механизмы становления конкретных адаптивных стратегий поведения животных, анализируется роль генетически обусловленного инстинктивного поведения и обучения в процессах приспособлении к условиям окружающего мира. Дана классификация форм обучения, включая ассоциативные и неассоциативные типы изменения поведения, когнитивные формы научения и экспериментальные исследования поведения. Рассматриваются различные виды памяти, проведен анализ кратковременной и долговременной памяти, освещена роль биосинтеза и экспрессии генов, разобраны молекулярногенетические механизмы обучения. Рассмотрены проблемы, связанные с изучением декларативной и процедурной памяти.
Методические рекомендации к лабораторным работам по Медицинской биофизике / Еремеев А.М., Еремеев А.А., Яковлев А.В., Гайнутдинов Х.Л. / – Казань: Казан. ун-т, 2019. – Учебно-методическое пособие. – 53 с. [pdf]
Балтина Т. В., Герасимова Е.В., Звездочкина Н.В., Каримов Ф.К., Яфарова Г.Г. Практические работы по курсу «Биология человека»/ Т.В. Балтина, Е.В. Герасимова, Н.В. Звездочкина, Ф.К. Каримов, Г.Г.Яфарова– Казань: Казанский университет, 2013. – 56с. В настоящее пособие включены учебно-методические материалы по дисциплине «Биология человека» основного образовательного стандарта направления подготовки бакалавров 020400.62 «Биология». Пособие знакомит студентов с основными приемами измерения морфологических параметров тела человека и методами оценки его функционального развития. Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение студентами. Описание каждой работы включает методические указания и практические задачи.
Герасимова Е.В., Хазипов Р.Н., Ситдикова Г.Ф. "Физиология нервной системы" Учебно-методическое пособие – Казань: Казанский университет, 2012. – 43 с. В настоящее учебно-методическое пособие включенытеоретические материалы и лабораторные работы по физиологии нервной системы, включающие главы: «Электроэнцефалография», «Электромиография» и «Рефлексы». Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Каждая лабораторная работа включает в себя подробные методические указания и практические задачи. После выполнения работы студенты делают выводы на основании полученных экспериментальных исследований и отвечают на вопросы. Практикум предназначен для студентов-специалистов, бакалавров, магистров, обучающихся на биологических и медицинских факультетах ВУЗов при изучении таких курсов как физиология, нормальная физиология, биофизика, физиология возбудимых систем, нейрофизиология и др.
Балтина Т.В., Еремеев А.А. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Физиология человека и животных» / Т.В. Балтина, А.А. Еремеев. – Казань: Казанский университет, 2012. – 53 с.
В настоящее пособие включены учебно-методические материалы по дисциплине «Физиология человека и животных» основного образовательного стандарта направления подготовки 020400.68 «Биология». В том числе рабочая программа, общий план практических и семинарских занятий, методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы, контрольные вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено для студентов биологических факультетов
университетов.
Балтина Т.В. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Биология человека» / Т.В. Балтина. – Казань: Казанский университет, 2012. – 29 с. В настоящее пособие включены учебно-методические материалы по дисциплине «Биология человека», в том числе рабочая программа, общий план практических и семинарских занятий, методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы, контрольные вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено для студентов биологических факультетов университетов.
Физиология человека и животных. Рабочая тетрадь: Учебно-методическое пособие/Н.В.Звёздочкина, В.Н. Фросин, С.Н. Гришин. – Казань: Издательский центр Казанского государственного университета. – 2012. – 47 с.
В пособии представлены практические задания по курсу «Физиология человека и животных», выполняемые во II-ом семестре. Это работы по разделам: физиология сердечно-сосудистой системы, дыхание, пищеварение и обмен веществ. Рабочая тетрадь содержит определения основных терминов по соответствующим разделам, в ней поставлены цели и задачи, которые решает студент при выполнении экспериментов, приведены схемы протоколов экспериментов, частично описаны результаты и объяснения наблюдаемых явлений, которые студент должен дополнить в пропущенных строках. Предлагаемое пособие облегчит студентам оформление протоколов опытов, позволит грамотно проанализировать результаты исследования и обеспечит глубокое понимание изучаемых физиологических процессов.Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических факультетов университетов, изучающих общий годовой курс физиологии человека и животных. Рабочая тетрадь 1 и рабочая тетрадь 2
Ситдикова Г.Ф., Хазипов Р.Н., Hermann A. Структура функции ионных каналов возбудимой клетки. Ионные каналы мембран живых клеток выполняют целый ряд функций. Изд-во Казанский Университет. – 2011. – 96с. В настоящем пособии представлены современные данные о структурно-функциональной организации ионных каналов возбудимых клеток.
Яковлева О.В., Яковлев А.В., Хазипов Р.Н., Ситдикова Г.Ф. Физиология возбудимых систем Часть 1: Учебное пособие / Яковлева О.В., Яковлев А.В., Хазипов Р.Н., Ситдикова Г.Ф. – Казань: Казанский университет, 2010. – 43 с. В настоящее учебно-методическое пособие включены теоретические материалы и лабораторные работы по физиологии возбудимых систем, включающие главы: «Механизмы транспорта ионов и веществ через мембрану», «Потенциал покоя» и «Потенциал действия». Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Каждая лабораторная работа включает в себя методические указания и практические задачи. После выполнения работы студенты делают выводы на основании полученных экспериментальных исследований. Для контроля уровня знаний студентов по пройденному материалу в пособии имеются контрольные вопросы. Практикум предназначен для студентов-специалистов, бакалавров, магистров, обучающихся на биологических и медицинских факультетах ВУЗов при изучении таких курсов как физиология, нормальная физиология, биофизика, физиология возбудимых систем, нейрофизиология и др.
Яковлев А.В., Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф. Учебное пособие. Аденилатциклазная и гуанилатциклазная системы внутриклеточных вторичных посредников. /Яковлев А.В., Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. — 48 с. В учебном пособии представлен обзор двух основных систем вторичных внутриклеточных посредников - аденилатциклазной и гуанилатциклазной, представлено строение и роль метаботропных рецепторов, отвечающих за активацию ферментов синтез циклических нуклеотидов. Основной целью данного методического пособия является получение студентами фундаментальных знаний и современных представлений о структурно- функциональной организации и регуляции внутриклеточных аденилат- и гуанилатциклазной систем и их участии в механизмах управления клеточными функциями. Представлены собственные данные, касающиеся роли системы циклических нуклеотидов в регуляции освобождения медиатора газообразными посредниками. Настоящее учебное пособие ориентировано на студентов очного и заочного отделений биологических факультетов и может использоваться в качестве основной и дополнительной литературы при изучении таких предметов как “Нейрохимия”, “Эндокринология”, “Внутриклеточная сигнализация» и др
Ситдикова Г.Ф., Яковлева О.В., Яковлев А.В. Практикум по физиологии сенсорных систем: кожная сенсорная система, слуховой анализатор, вкусовая чувствительность – Казань: КГУ.- 2009. – 39 с. В настоящий практикум включены практические и лабораторные работы по разделам кожная сенсорная система, слуховой анализатор, вкусовая чувствительность, зрительный анализатор, составленные в соответствие с теоретическим спецкурсом «Физиология сенсорных систем». Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Каждая лабораторная работа включает в себя теоретическую часть, методические указания и практические задачи. После выполнения работы студенты делают выводы на основании полученных экспериментальных исследований. Для контроля уровня знаний студентов по пройденному материалу в пособии имеются контрольные вопросы. Практикум предназначен для студентов, обучающихся на биологических факультетах.
Балтина Т.В., Еремеев А.А. Практикум по физиологии человека и животных: учебно-методическое пособие/ Т.В.Балтина, А.А.Еремеев. - Казань: КГУ, 2009. – 43с. В настоящий практикум включены лабораторные работы, составленные в соответствии с семестровым курсом «Физиология человека и животных». Практикум знакомит с аппаратурой и методами исследования физиологических функций. Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Описание каждой работы включает методические указания и практические задачи. Практикум предназначен для студентов биологических факультетов университетов.
Яфарова Г. Г., Балтина Т. В., Плещинский И. Н. Функциональное состояние двигательных центров спинного мозга в условиях его травматического повреждения/ Г. Г. Яфарова, Т. В. Балтина, И. Н. Плещинский. – Нижнекамск: Изд-во НФ МГЭИ. – 2008. – 74с. В монографии впервые на моделях спинальной травмы различной степени тяжести у животных произведена оценка изменений рефлекторной функции спинного мозга в ходе восстановительного процесса. Проведен сравнительный анализ изменений состояния спинальных двигательных центров у человека и животных при травматическом повреждении спинного мозга, ведущем к ограничению супраспинального контроля. Установлено, что параметры рефлекторных ответов мышц голени изменяются сразу же после повреждения спинного мозга, а выраженность изменений моторных ответов в позднем посттравматическом периоде зависит от степени повреждения. Полученные авторами данные позволяют заключить, что при ограничении супраспинального контроля, вызванного повреждением спинного мозга, происходит постепенное восстановление рефлекторной возбудимости мотонейронов спинальных двигательных центров, однако состояние периферической части нейро-моторного аппарата ухудшается. Работа может быть полезна для формирования представлений о механизмах двигательных нарушений и их коррекции у больных при повреждении спинного мозга в условиях изменения нисходящих и афферентных влияний на спинальные двигательные центры. Исследование выполнено на кафедре физиологии человека и животных казанского государственного университета под руководством д.м.н., проф. Плещинского И.Н. Работа частично поддержана грантом РФФИ – 07-04- 00795.
Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф., Яковлев А.В. Практикум по физико-химическим методам в физиологии – Казань: КГУ.- 2007. – 64 с Курс «Практикум по физико-химическим методам в физиологии» является курсом летней практики. Данное учебно-методическое пособие составлено для студентов очного отделения биологических факультетов. Цель практикума – ознакомить студентов с основными принципами физико-химических методов применяемых в физиологии. После прохождения данного курса студент должен: ориентироваться в современных методах исследования в физиологии, приобрести навыки работы с приборами. Каждый раздел практикума начинается с теоретических основ. Практическая часть включает в себя лабораторные работы, где подробно описаны порядок проведения работы и при необходимости инструкция для экспериментатора. Для проверки выполнения работы студентами и уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются контрольные вопросы. В конце практикума приведены темы рефератов и вопросы для сдачи зачета
Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф., Яковлев А.В. Практикум по эндокринологии: методическое пособие – Казань: КГУ.- 2007. – 20 с В настоящий практикум включены лабораторные работы по курсу «Эндокринология». Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их студентами. Описание каждой работы включает методические указания и практические задачи. Практикум предназначен для студентов биологических факультетов
Балтина Т. В., Герасимова Е.В., Звездочкина Н.В., Каримов Ф.К., Яфарова Г.Г. Практические работы по курсу «Биология человека»/ Т.В. Балтина, Е.В. Герасимова, Н.В. Звездочкина, Ф.К. Каримов, Г.Г.Яфарова– Казань: Казанский университет, 2013. – 56с. В настоящее пособие включены учебно-методические материалы по дисциплине «Биология человека» основного образовательного стандарта направления подготовки бакалавров 020400.62 «Биология». Пособие знакомит студентов с основными приемами измерения морфологических параметров тела человека и методами оценки его функционального развития. Работы рассчитаны на самостоятельное выполнение студентами. Описание каждой работы включает методические указания и практические задачи.