В Центре развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО завершилось обучение по программам повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, которые вошли в республиканский реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров Республики Татарстан на 2023 год.
На конкурс было выдвинуто шесть программ повышения квалификации, все они были одобрены предметными экспертными комиссиями и допущены к реализации.
Наибольший отклик (судя по количеству записавшихся учителей) вызвала программа "Цифровые инструменты в обучении иностранным языкам". Ее центральное ядро - содержательно-процессуальные основы профессиональной деятельности - составил цифровой инструментарий, состоящий из 28 наименований программных продуктов, применяемых в отрасли для формирования цифровых компетенций обучаемых, которые были сгруппированы по пяти направлениям:
Практическую часть, которая предполагала демонстрацию программных продуктов, обучение пользованию, методическое обоснование и анализ примеров, провела выпускница ИМО, магистр лингвистики Л.И. Алексеева. Это был ее первый опыт преподавания у учителей, и мы хотим поздравить ее с таким плодотворным и успешным началом. Вот что она рассказала.
- Почему были выбраны именно данные инструменты?
Основные критерии отбора были весьма прагматичными – доступность инструмента (в том числе наличие бесплатных функций) и целесообразность его применения в учебном процессе. Кроме того, я опиралась на собственный опыт использования некоторых инструментов, например Padlet, Quizziz и Quizlet, которыми я пользуюсь не первый год. С некоторыми сервисами я познакомилась относительно недавно и только начинаю внедрять их в свою практику; удивительно, что я не знала о них раньше. А были и такие инструменты, функционал которых не связан напрямую с образованием. К ним можно отнести инструменты для дизайна и генераторы изображений, работающие на основе искусственного интеллекта. Я посчитала, что они смогут внести нечто новое и интересное в преподавательскую практику, и многие учителя со мной согласились.
- Что показало общение с учителями: знакомы ли им уже выбранные инструменты?
Уровень осведомленности об этих инструментах среди учителей неоднородный. Кто-то был уже знаком как минимум с половиной предложенных инструментов, для кого-то почти всё было в новинку. Но каждый открыл для себя что-то новое, в той или иной степени.
- Каково отношение учителей к процессу цифровизации в целом? Позитивное? Или есть какие-то барьеры?
Общее отношение положительное. Учителя понимают, что цифровые технологии могут упростить работу и жизнь в целом, что они за короткое время успели стать неотъемлемой частью нашей жизни. Однако опасения по поводу тотальной цифровизации у некоторых учителей всё же есть. На мой взгляд, непринятие технологий вызвано во многом непониманием принципов их работы. Что греха таить, я тоже далеко не всё понимаю в современном мире, да и невозможно всё знать и во всём разбираться. Но открытость к изменениям, широта кругозора и постоянное саморазвитие – это важные качества педагога в наше время.
- Что планируете усовершенствовать в концепции программы к следующему разу?
«Каркас» концепции, который заключается в разделении инструментов на категории и последующем их рассмотрении, на мой взгляд, останется неизменным. Но наполнение нужно слегка модифицировать. Конечно же, опираясь на предпочтения слушателей. По результатам анкетирования мы определим, какие инструменты они посчитали максимально полезными, и в следующий раз уделим этим инструментам настолько много внимания, насколько позволит программа. Также не исключаю, что в списке появятся совершенно новые цифровые инструменты, о существовании которых мы пока не знаем. Ведь мир стремительно развивается, а с ним и мы все.