Завершалась Пятая региональная конференция Общества изучения Центральной Евразии.
Алмазова Л.И.
Основанное в Северной Америке Общество изучения Центральной Евразии - это международная организация для ученых, связанных с изучением огромного региона, в который входят республики Средней Азии, Афганистан, Монголия, Северный Иран, Кавказ, Россия, и ряд других сопредельных стран. На три дня в Казани собрались более 200 ученых, занимающихся изучением истории, религии, политики, экономики, миграционных процессов, искусства, литературы, языкознания этого масштабного региона.
Работа Общества изучения Центральной Евразии направленна, во-первых, на достижение высоких стандартов научных исследований и преподавания, во-вторых, на стимулирование взаимодействия между учеными в Центральной Евразии путем сетевого общения и проведения семинаров, и в-третьих на развитие взаимодействия между учеными из самых различных уголков мира. Созданная в 2000 году, эта организация проводит разнообразные форумы для презентации исследований, в том числе ежегодные конференции CESS, Региональные конференции (проводится раз в 2 года), выдает ежегодные награды и премии (в том числе Приз за лучшую аспирантскую статью, за лучшую книгу – так называемая «Книжная премия»), так же членам организации предоставляется право неофициальной презентации исследования через блог CESS. Еще одной возможностью, предоставляемой CESS, являются льготные условия для публикации в цитируемых журналах, таких как Центрально-азиатские исследования (Central Asian Survey) и Вопросы Центральной Азии (Central Asian Affairs).
Главными событиями конференции традиционно являются Пленарные доклады, которые были прочитаны в рамках открытия – профессор Михаэль Кемпер (Университет Амстердама) и закрытия – профессор Тауфик Ибрагим (Институт Востоковедения РАН). Михаэль Кемпер поделился своими исследованиями в области развития ислама в России. Запись доклада на английском языке вскоре будет доступна на сайте CESS. Лекция профессора Тауфика Ибрагима была посвящена его прочтению темы коранической толерантности, доклад также можно будет просмотреть на сайте Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования в ближайшем будущем;
Всего было представлено более 50 секций с такими уникальными названиями как «Социальные аспекты проблемы безопасности», «Исламская дискурсивная традиция и современность», «Повседневная жизнь в экстраординарных условиях», «Ислам и государство», «Евразийская трудовая миграция: мобильность и проблема принадлежности» и многие другие.
Пленарное открытие и секции конференции проходили на английском языке. При этом, более 80 процентов участников, так или иначе, владеют русским. В отдельных случаях, когда кто-то все-таки не решался читать доклад на английском, для 4-5 участников секции, не владеющих русским, был организован синхронный перевод. Другой особенностью данной конференции является то, что главное внимание уделяется обсуждению докладов, а не их заслушиванию. Каждый из 4 докладов секции предварительно отсылался дискуссанту. Секцию вел модератор, который сначала предоставлял слово панелистам, затем дискуссант выступал, стараясь максимально выявить наиболее спорные моменты презентаций. Далее следовал ответ докладчиков, а потом собственно шла самая интересная часть – вопросы и ответы.
Данная конференция интересна тем, что если кому-то удалось бы посетить все 50 секций (одновременно шло 8 секций на протяжении 3 дней), он бы увидел, что огромная территория Центральной Евразии из разрозненных элементов некого пазла превращается в достаточно полную картину того, что представляет собой регион в целом. Еще одной характерной чертой конференции является то, что исследователи здесь могут концентрировать свое внимание как на каких-то частных проблемы, как, например, хадж-наме Магаази 1910 года (докладчик Нурихиро Наганава, Университет Хоккайдо, Япония), так и на более масштабных проблемах – например, на состоянии мусульманской общины современной Астраханской области (докладчица Марина Имашева, Астраханское отделение Саратовской государственной академии правосудия). Если вернуться к секции о исламских святых местах, то в рамках нее, были также представлены доклады о хадже мусульман в начале 20 века (докладчица Альфина Сибгатуллина, Институт востоковедения РАН), и о посещении святых мест среди татар Пермской области Барда (докладчик Ешко Шмоллер, Пермский государственный университет). Выясняется, что если мусульманский обряд хаджа служит как правило объединению мусульман, то посещение локальных мусульманских святых мест служит обособлению мусульман отдельной местности. В связи с этим становится понятны устремления глобалистски настроенных мусульман бороться с местными зияратами.
Другая секция «Ислам и государство» была нацелена на изучение ситуации с исламом в Балкарии, среди мусульман Астраханской области и Татарстана. Доклады продемонстрировали нам так же интересные сравнения в сфере религии, где изначально похожие условия распада Союза в процессе развития дают самые разные модификации. Так в Астрахани все большее влияние начинает играть не коренные татарские общины, а кавказские мигрантские сообщества, которые в настоящее время меняют религиозный ландшафт с традиций ханафитского мазхаба на шафиитские установления в области мусульманского права. Что касается ислама среди балкар, то особое влияние на формирование даже современных мусульманских общин имело сравнительно позднее принятие ислама. Также исследовательница (Светлана Аккиева, Кабардино-Балкарский научный центр РАН) отметила влияние татар на исламские сообщества Северо-Западного Кавказа. Ситуация с исламом в Республике Татарстан рассматривалась на примере более узкой проблемы – проблеме мусульман в тюрьмах (Лейла Алмазова, Казанский федеральный университет). В докладе говорилось о том, какие особенности ислам принимает в местах лишения свободы, в каких случаях происходит радикализация, каков расклад влияния организованной и потому защищенной группы, так называемых, «зеленых», в противовес «черным» - заключенным, следующим воровским правилам.
Ряд секций конференции были посвящены экологическим проблемам, связанным с развитием индустрии в Казахстане. Так, три доклада так или иначе затрагивали ситуацию со здоровьем работников горнодобывающей промышленности. Ксения Прилуцкая (Назарбаев Университет, Казахстан) обращает внимание слушателей на то, что противоречия между экономическими потребностями развития города и экологией приводят к психологическому феномену, когда жители, не имея возможности законными методами бороться с нарушениями (поскольку руководство завода нанимает тех специалистов, которые дают удобные властям экспертизы), предпочитает просто не говорить об этих проблемах. В рамках секции о влиянии постиндустриальной, постсоветской эры и эпохи постмодерна на жизнь трудящихся, был также заслушан доклад об отдыхе горняков в санатории, где рассматривалось такое необычное для исследователей поле как рекреация, в то время как обычно социологи и антропологи чаще рассматривают либо повседневность, либо сферу трудовой деятельности. Ева Кешкула (Таллинский университет, Эстония) обращает внимание на то, что культурные предпочтения горняков обусловлены дешевизной подобного отдыха, тем, что профсоюз оплачивает частично путевки, а также отмечает среди них употребление алкоголя и свободные сексуальные отношения в условиях рекреации.
Не менее интересны были секции по искусству, так на одной из них рассматривались музыкальные традиции в Татарстане, Кыргызстане и Иране. Сопоставление разных восточных культур также расширяет представление о предмете и позволяет увидеть особенности развития музыкальных жанров в контексте региона.
Удивительной особенностью исследователей, собравшихся на эту конференцию является то, что здесь встречаются самые разные типы ученых – и западные ученые, которые владеют языками страны изучаемого региона, как Руне Стинберг, родившийся в Дании, учившийся в Германии, работающий в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США), прекрасно говорящий на уйгурском и китайском языках, и изучающий проблему родственных связей среди уйгуров Синцзяня. Он прекрасно понимает татарскую речь и общается с местными учеными преимущественно на татарском; Еще примеры – Томазо Тревизани, из Тюбингенского университета, владеющий узбекским и киргизским языками, Тоне Бринга из Бергенского университета, разговаривающая на боснийском и ряде южнославянских языков. На данной конференции широко были представлены исследователи – иностранцы и ученые из регионов Центральной Евразии, изучающие свои собственные культуры – из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Для последних знакомство с методологическими подходами западных научных школ представляет большой интерес, поскольку при этом создаются прекрасные возможности для сотрудничества ученых – инсайдеров и аутсайдеров, при котором первые получают возможность работать с концептами и парадигмами западной науки, а иностранные специалисты получают более широкий доступ к источниковой базе – будь то нарративы, официальная документация или личные контакты среди населения для проведения полевых исследователей и интервью.
Помимо основной части программы участники конференции посетили музей ислама и Галерею татарского шамаиля в мечети Кул Шариф, где прослушали лекцию об уникальной татарской традиции живописи на стекле. Арт-директор Галереи татарского шамаиля Рустем Шамсутов рассказал о духовных смыслах каллиграфических произведений, включающих в своей декор узоры, цитаты из Корана, имена праведных халифов, распространенные молитвы, изображения мечетей, Каабы и другие сюжеты, имеющие сакральный смысл. Также участники посетили с экскурсиями Свияжск и Булгар. Путешествие в древнюю столицу Волжской Булгарии было организовано на небольшом корабле - метеоре по Волге, что оставило неизгладимые впечатления у гостей конференции, прослушавших также лекцию о Булгарской цивилизации.
Конференции Общества изучения Центральной Евразии традиционно проходят за счет взносов участников, что для российской академической среды несколько необычно, поскольку чаще всего приглашающая организация оплачивает проезд и проживание участников. Общество изучения Центральной Евразии, являясь независимой научной организации, существует за счет членских взносов и поэтому может самостоятельно определять выбор тем докладов, места проведения конференций. Общество управляется президентом (3 президента одновременно – один действующий, один будущий и один предшествующий – что помогает определиться с приоритетами благодаря преемственности в руководстве) и членами правления (9 человек), каждый из которых избирается общим электронным голосованием всех зарегистрированных членов Общества. В 2016 году участники помимо членского взноса, который в зависимости от дохода варьируется от 1500 до 8 000 рублей, должны были оплатить регистрационный взнос в размере 4 500 рублей. Несмотря на эти затраты в Казань приехали за свой счет около 200 участников, что свидетельствует о большой заинтересованности со стороны как российских ученых, так и ученых ближнего и дальнего зарубежья в развитии научных контактах в рамках сообщества.
По отзывам многих участников, конференция в Казани была одной из лучших региональных конференций Общества изучения Центральной Евразии. Казанский федеральный университет за несколько дней приобрел почти две сотни горячих сторонников, которые станут на долгие годы партнерами и соратниками в деле развития региональных исследований в контексте мировой научной традиции.