И.М. Дивин
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, 385016, Россия
Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2019.1.52-66
Для цитирования: Дивин И.М. Концепция профессионального судебного представительства и проблема качества современного юридического образования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2019. – Т. 161, кн. 1. – С. 52–66. – doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.52-66.
For citation: Divin I.M. The concept of professional judicial representation and the problem of modern legal education quality. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2019, vol. 161, no. 1, pp. 52–66. doi: 10.26907/2541-7738.2019.1.52-66. (In Russian)
Аннотация
В статье раскрывается проблематика введения в арбитражный, гражданский и административный процессы института профессионального судебного представителя, отвечающего специальным квалификационным требованиям. На основе анализа законодательства, затрагивающего обозначенную проблему, автор оценивает роль профессионального судебного представительства. Кроме того, исследуются вопросы качества современного юридического образования. В частности, большое значение придается поиску оптимального сочетания методов обучения, которые бы отвечали потребностям правового демократического государства и закладывали основу профессионализации юридического представительства. Помимо этого, рассматривается возможность интеграции в современный образовательный процесс деловых игр и студенческих модельных судебных процессов (moot court). По мнению автора, подобные формы обучения способствуют тому, что учебный процесс становится активным, у студентов развивается аналитическое мышление и формируются навыки правового анализа. Отмечается, что подобный формат позволяет студенту выступить как судьей, так и ответчиком, и истцом, а соответственно, изучить и дело, и процедуру со всех сторон.
Ключевые слова: профессиональное судебное представительство, судебная защита, квалифицированная юридическая помощь, юридическое образование, качество высшего юридического образования
Литература
Тарло Е.Г. Проблемы профессионального представительства в судопроизводстве России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2005. – 48 с.
Чудиновская Н.А. Институт представительства в современном цивилистическом процессе: некоторые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. – 2015. – № 10. – С. 17–22.
Шерстюк В.М. Отрицание отрицания в арбитражном процессуальном законодательстве // Вестн. граждан. процесса. – 2014. – № 2. – С. 11–42.
Туманова Л.В. Некоторые вопросы представительства в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. – 2010. – № 3. – URL: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=3&art=658, свободный.
Ивакин В.Н. О некоторых вопросах правового регулирования представительства в административном судопроизводстве // Администратор суда. – 2017. – № 1. – С. 17–20.
Ярков В.В. Представительство в делах административного судопроизводства // Административное судопроизводство / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Статут, 2016. – С. 105–111.
Корякин И.И. К вопросу о подготовке юристов // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С. 25–26.
Дагель П.С., Овчинников Н.И., Резниченко И.М. Модель юриста // Правоведение. – 1976. – № 4. – С. 82–89.
Пуляева Е.В. Обеспечение качества юридического образования: правовые аспекты // Журн. рос. права. – 2009. – № 11. – С. 69–77.
Белых В.С. Нужна ли модернизация юридического образования в России? // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 4. – С. 17–21.
Мазаев Д.В. Участие работодателей в системе высшего юридического образования и в подготовке юристов // Закон. – 2016. – № 11. – URL: http://трудовые-договоры.рф/article/1556, свободный.
Левитан К.М. Юридическая педагогика. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 415 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с.
Храмцов Е.Б. Психолого-педагогические проблемы подготовки студентов – будущих юристов // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2010. – № 75. – С. 197–201.
Вербицкая Ю. Правила написания убедительной и грамотной речи // ЭЖ-Юрист. – 2017. – 18 янв. – № 2.
Киракосян М.Б. Роль языка в профессиональной деятельности юриста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 6, ч. I. – С. 89–91.
Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. – М.: Статут, 2016. – 623 с.
Егоров Н.С. Советская конституция и юридическое образование // Вестник высшей школы. – 1978. – № 12. – С. 4–15.
Кирьякова А.В., Лопанова А.П. Кейс-технологии как аксиологический ресурс подготовки будущих юристов к кризисным ситуациям в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2, ч. 1. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19007, свободный.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
Субботин В.Н., Свистунов А.А. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 13–18.
Цалиев А.М. О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 21–24.
Матюшева Т.Н. Повышение качества юридического образования в решении проблемы становления правового государства и гражданского общества // Современное право. – 2015. – № 11. – С. 68–72.
Момотов В.В. Рынок судебного представительства: из опыта континентальной и англосаксонской правовой традиции // Журн. зарубеж. законодательства и сравнит. правоведения. – 2017. – № 4. – С. 43–51.
Дивин И.М. К вопросу о государственной правовой политике современной России в сфере административного судопроизводства // Рос. юстиция. – 2016. – № 5. – С. 41–44.
Поступила в редакцию
12.03.18
Дивин Игорь Михайлович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса, председатель Арбитражного суда Республики Адыгея
Адыгейский государственный университет
ул. Первомайская, д. 208, г. Майкоп, 385016, Россия
E-mail: info@adyg.arbitr.ru
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.