А.В. Долгополов, Д.А. Казанцев, И.В. Маркин, О.А. Орлова, С.В. Шалаев
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, г. Жуковский, 140180, Россия
DOI: 10.26907/2541-7746.2020.4.441-454
Для цитирования: Долгополов А.В., Казанцев Д.А., Маркин И.В., Орлова О.А., Шалаев С.В. Современный метод создания динамически подобных моделей для исследования флаттерных характеристик летательных аппаратов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Физ.-матем. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 4. – С. 441–454. – doi: 10.26907/2541-7746.2020.4.441-454.
For citation: Dolgopolov A.V., Kazancev D.A., Markin I.V., Orlova O.A., Shalaev S.V. The modern method of creating dynamically scaled models to study aircraft flutter characteristics. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Fiziko-Matematiche skie Nauki, 2020, vol. 162, no. 4, pp. 441–454. doi: 10.26907/2541-7746.2020.4.441-454. (In Russian)
Аннотация
Проведен комплекс работ, включающий проектирование, изготовление, испытания ди намически подобной модели (ДПМ) цельноповоротного оперения летательного аппарата при расчетном сопровождении каждого этапа. ДПМ предназначена для исследования флаттерных характеристик в аэродинамической трубе. ДПМ цельноповоротного опере ния представляет собой фанерный сердечник с послойно наклеенными стеклотканью, уг лепластиком и формообразующим материалом. Для достоверного определения границ флаттера ДПМ должна максимально точно воспроизводить динамические характеристи ки натурного объекта. С этой целью разработан подход, позволяющий на каждом этапе создания ДПМ проводить экспериментальное определение модальных характеристик и корректировать математические модели. Для доводки ДПМ одна из математических мо делей создана конструктивно-подобной на основе конечных элементов, вторая – на основе пластинчатых и балочных элементов по методу полиномов и в последующем использова лась для расчета границ флаттера. При проведении комплекса работ указанный подход обеспечил высокую точность моделирования динамических свойств натурного цельнопо воротного оперения и экспериментального определения границ флаттера.
Ключевые слова: динамически подобная модель, флаттер, модальные испытания, проектирование, модальные характеристики, математическая модель, аэродинамическая труба
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Ми нистерства науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение № RFMEFI62518X0044).
Литература
Поступила в редакцию
25.05.2020
Долгополов Антон Валерьевич, научный сотрудник
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского ул. Жуковского, д. 8, г. Жуковский, Московская обл., 140180, Россия
E-mail: anton.dolgopolov@tsagi.ru
Казанцев Дмитрий Алексеевич, инженер 2-й категории
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского ул. Жуковского, д. 8, г. Жуковский, Московская обл., 140180, Россия
E-mail: dkaz90@mail.ru
Маркин Игорь Владимирович, младший научный сотрудник
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского ул. Жуковского, д. 8, г. Жуковский, Московская обл., 140180, Россия
E-mail: igor.v.markin@tsagi.ru
Орлова Ольга Алексеевна, научный сотрудник
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского ул. Жуковского, д. 8, г. Жуковский, Московская обл., 140180, Россия
E-mail: olga.orlova@tsagi.ru
Шалаев Сергей Васильевич, ведущий специалист
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского ул. Жуковского, д. 8, г. Жуковский, Московская обл., 140180, Россия
E-mail: aeroelast@tsagi.ru
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.