Л.Г. Печатнова
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2022.6.108-117
Для цитирования: Печатнова Л.Г. Роль илотов в «воспитании» спартанцев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 6. – С. 108–117. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.108-117.
For citation: Pechatnova L.G. The role of the helots in “educating” the Spartans. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 6, pp. 108–117. doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.108-117. (In Russian)
Аннотация
В статье проанализирована традиция о способах выделения илотов из общей массы населения Спарты и их роли в «воспитании» сыновей спартанских граждан. Главная цель статьи – показать, как и в каких формах спартанцы использовали илотов в процессе воспитания своей молодежи. Сложность изучения этой темы определяется малым количеством источников и их, как правило, поздним происхождением. Поэтому все наблюдения и выводы носят сугубо предположительный характер. Демонстрация илотов в пьяном и безобразном виде была одним из способов внушения спартанским юношам презрения и отвращения к илотам. Так их готовили к участию в криптии, где объектами их нападения становились именно илоты. Жесткая сегрегация, легшая в основу отношений между спартиатами и илотами, была направлена на сохранение и консолидацию социальной иерархии.
Ключевые слова: Спарта, спартанцы, илоты, криптия, воспитание, Критий, Ксенофонт, Плутарх
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00455.
Литература
- Рунг Э.В. Греко-персидские отношения: политика, идеология, пропаганда. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – 207 с.
- Figueira Th.J. Xenelasia and social control in classical Sparta // Classical Quarterly. – 2003. – V. 53, No 1. – P. 44–74. – doi: 10.1093/cq/53.1.44.
- Печатнова Л.Г. История Спарты. – СПб.: Гуманит. акад., 2020. – 638 с.
- Luraghi N. Helotic slavery reconsidered // Sparta. Beyond the Mirage / Ed. by А. Powell, S. Hodkinson. – London: Classical Press of Wales and Duckworth, 2002. – P. 227–250.
- David E. Dress in Spartan society // Ancient World. – 1989. – No 19. – Р. 3–13.
- Figueira T. The demography of the Spartan helots // Helots and Their Masters in Laconia and Messenia: Histories, Ideologies, Structures / Ed. by N. Luraghi, S.E. Alcock. – Washington, DC: Harvard Univ. Cent. Hell. Stud., 2003. – Ch. 8. – P. 193–239.
- Powell А. Spartan education // A Companion to Ancient Education / Ed. by W.M. Bloomer. – Oxford: Wiley Blackwell, 2015. – Pt. 2, Ch. 5. – Р. 90–111. – doi: 10.1002/9781119023913.ch5.
- Powell A. Sparta and the imperial schools of Britain // A Companion to Sparta: 2 v. / Ed. by A. Powell. – Hoboken, NJ: Wiley Blackwell, 2018. – V. 2, Pt. V, Ch. 29. – Р. 723–760.
- Ducat J. Le mépris des Hilotes // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. – 1974. – V. 29, Nо 6. – P. 1451–1464. – doi: 10.3406/ahess.1974.293571.
- Lévy E. La Kryptie et ses contradictions // Ktèma. – 1988. – Nо 13. – P. 245–252.
- Ratté S.-P. Du neuf sur la cryptie? Mémoire présenté à la Faculté des études supérieures de l’Université Laval. – Montréal: Bibliothèque nationale du Canada, 2000. – 75 р.
- Ducat J. La cryptie en question // Esclavage, guerre, économie en Grèce ancienne / Ed. by P. Brûle, J. Oulhen. – Rennes: Presses univ. de Rennes, 1997. – P. 43–74.
- Talbert R. The role of the Helots in the class struggle at Sparta // Historia. – 1989. – Bd. 38, H. 1. – S. 22–40.
- Whitby M. Two shadows: Images of Spartans and helots // The Shadow of Sparta / Ed. by A. Powell, St. Hodkinson. – London: Routledge, 1994. – Р. 87–111.
- Старкова Н.Ю. Притяжение древней Спарты: в 2 ч. – Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2002. – Ч. 1. – 101 с.
Поступила в редакцию
02.08.2022
Печатнова Лариса Гаврииловна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Института истории
Санкт-Петербургский государственный университет
Университетская наб., д. 7–9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия
E-mail: pechatnova@mail.ru
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License