А.Г. Асташкин
Башкирский государственный университет, г. Уфа, 450076, Россия
Аннотация
В России начала ХХ в. происходит модернизация политической и экономической структуры общества. Тогда же формируется журналистика нового типа, в общих чертах сохраняющаяся до наших дней. Основными факторами, определившими её характер, являются: 1) урбанизация и появление массового городского населения, располагающего достаточными ресурсами для потребления печатной продукции; 2) демократизация, в том числе вовлечение в область культуры городского мещанства, купечества; 3) государственная политика по распространению начального, среднего и высшего образования. Формируются новые типы читательской аудитории: массовая и элитарная. Первая характеризуется относительно низким уровнем образования и определённым информационным запросом на материалы развлекательно-просветительного характера. Что касается второй, то в XX в. число элитарных читателей увеличилось по сравнению с XIX в., в то же время их культурный уровень понизился. Все эти процессы привели к коммерциализации журналистики. С одной стороны, укрупняются издательства, наблюдается экстенсивный рост соответствующей сферы деятельности. С другой – появляются чисто коммерческие предприятия, пренебрегающие базовыми функциями журналистики.
Ключевые слова: история русской журналистики начала XX в., элитарный и массовый читатель, становление системы российских СМИ, издательское дело, коммерциализация
Литература
Поступила в редакцию
11.04.17
Асташкин Антон Григорьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и издательского дела
Башкирский государственный университет
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.