В июне в Казанском университете отметили 110-летие со дня рождения Ивана Михайловича Ионенко, доктора исторических наук, профессора, с 1970 по 1983 год заведовавшего кафедрой истории СССР, заслуженного деятеля науки ТАССР, сумевшего оставить после себя не просто учеников, а школу.
Рождение на покосе. Везение с учителями
Иван от рождения имел фамилию Ионенков. Его предки крестьянствовали в Смоленской губернии. Семья Михаила и Федосьи была крепкая, многодетная. Иван родился в июне 1913 года, но какого точно числа, родители сказать не могли. Помнили только: появился на свет во время покоса травы прямо на лугу, и было это на Троицу. Праздник приходился в том году на 15 июня. Позднее при оформлении документов ему условно вписали датой рождения 10-е. В то время смертность в России была чрезвычайно высокой — больше трети младенцев не доживали до года, другая треть умирала в возрасте от года до трёх лет. Из тринадцати детей Ионенковых выжили пятеро сыновей и дочь.
С началом новой экономической политики Ивана отправляют учиться в школу-десятилетку. Родители заметили у сына тягу к чтению, а советская власть открывала перед простыми людьми широкие горизонты. После школы Иван поступил в Соболевский педагогический техникум. Его родители и дедушка, как и все крестьяне, с большим почтением относились к учителям, считая их работу самой важной и благородной. Иван Михайлович всегда с благодарностью вспоминал прекрасных педагогов техникума, которые приобрели богатейший опыт ещё в дореволюционное время. Именно под их влиянием он осознал необходимость постоянного пополнения знаний.
В 1931 году Иван Михайлович начинает работать учителем начальных классов. Вскоре его назначают заведующим учебной частью школы колхозной молодёжи. Такие школы, созданные тогда в Смоленской губернии, были семилетками с курсом сельского хозяйства, а затем — практикой в коммунах и совхозах. Вскоре двадцатилетнего педагога назначают директором подобной школы. Он очень часто вспоминал это удивительное время, когда «старое» и «новое», хорошее и плохое в жизни страны причудливо переплеталось. Ему пришлось непосредственно участвовать в организации колхозов, быть делегатом областного съезда «ударников красных просвещенцев», а вскоре его командируют учиться в Ленинградский педагогический институт имени Герцена.
Перед деревенским юношей распахнулись двери музеев, театров, кино, библиотек, спортивных залов. У него появились новые друзья, любимая девушка — Оля Меньшикова, приехавшая на учёбу из Казани. Это была любовь на всю жизнь. Вместе ходили на литературные и политические диспуты, ездили на экскурсии по историческим местам Ленинграда и его окрестностям, ходили в кино, театры, занимались общественной работой и, конечно, учились. Будущему историку вновь очень повезло с преподавателями. Лекции читали Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, В. В. Струве и другие замечательные учёные, начавшие работать до революции. Представляя цвет российской исторической науки, они передавали свой опыт советским студентам. Далее>>
журнал Казань. Пётр КАБЫТОВ, Наталия ФЁДОРОВА