В годы Великой Отечественной войны Казанский вертолетный завод дал фронту каждый десятый боевой самолет, а каждая вторая бомба была сброшена на врага с По-2. Легендарный легкий ночной бомбардировщик из Казани наводил настоящий ужас на гитлеровцев — за каждый сбитый «рус фанер» вручали железный крест и 5 тысяч марок. Всего завод выпустил свыше 11 тысяч самолетов, которые помогли нашей армии одолеть фашистов. Подробнее о «крылатой пехоте» и трудовом подвиге казанцев — в новой части спецпроекта о роли промышленного комплекса республики в годы войны «Вклад Татарстана в Победу».
Первый самолет для фронта
Военный период Казанского вертолетного завода неразрывно связан с Ленинградским заводом №387. В сентябре 1940 года его передали в Наркомат авиапромышленности СССР, а через месяц после начала Великой Отечественной эвакуировали в наш город, объединив с местным деревообрабатывающим предприятием. Это был завод обозных деталей №169, или «Обозка», как его прозвали казанцы. Здесь изготавливали деревянные колеса, тачанки, телеги, щитовые дома, ящики для порохового завода, элементы для самолетов и другую продукцию.
«Последний эшелон пришел 22 августа, а 1 сентября мы уже собрали первый самолет», — рассказал Валерий Соломахин, заведующий музеем. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Технически казанский завод был готов к объединению и смене профиля. Его начали строить в 1930-м и достроили в 1940-м, параллельно переведя в Министерство авиапромышленности. Поэтому здесь смогли разместить эвакуированный ленинградский завод и начать собирать самолеты.
— Для эвакуации сформировали восемь эшелонов, но в Казань пришло только семь, потому что восьмой эшелон не смог выйти из Ленинграда — началась блокада. 8 сентября 1941 года сюда приехало порядка 3000 человек. Были эвакуированы станки, оборудование и элементы самолета У-2. Последний эшелон пришел 22 августа, а 1 сентября мы уже собрали первый самолет, — рассказал Валерий Соломахин, заведующий Музеем трудовой славы Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России» (Ростех).
Из Ленинграда в Казань были эвакуированы станки, оборудование и элементы самолета У-2. предоставлено КВЗ
От «летающей парты» до грозы гитлеровцев
Этот первый собранный в Казани самолет У-2 поднял в воздух опытный летчик-испытатель Борис Бирбуц. Сегодня в музее завода можно увидеть и сам биплан, и портрет авиатора. «Там, где мы сейчас находимся (на ул. Тэцевская), была выделена земля. Это был пустырь, где построили грунтовую взлетную полосу, ангары. А сам завод находился в Адмиралтейской слободе, там делали самолеты, перевозили сюда, облетывали, и далее они улетали на фронт», — пояснил собеседник издания.
Первый собранный в Казани самолет У-2 поднял в воздух летчик Борис Бирбуц, сегодня в музее завода можно увидеть и сам биплан, и портрет авиатора. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Завод выпускал биплан У-2, переименованный в По-2 в честь своего создателя, отца советской авиации Николая Поликарпова, после его смерти в 1944 году. Выдающегося конструктора называли также «королем истребителей» за создание первого в мире серийного истребителя-моноплана и первого советского истребителя ИЛ-400 (И-1). Но настоящую славу ему принес именно У-2 — изначально учебные машины для подготовки летчиков, или «летающие парты», как их называли.
— Но фронту требовались самолеты военной версии. Главный конструктор завода Бакшаев Григорий Иванович с коллективом сделал ее в короткий срок. Договорились с конструкторским бюро авиазавода (№22), перевезли к ним У-2 и создали военный вариант. В задней части самолета установили пулемет, сделали подвески для авиабомб, переделали кабину пилотов под полеты в тяжелых погодных условиях. В четвертом квартале мы стали поставлять на фронт именно военные самолеты, — уточнил Валерий Соломахин.
Завод выпускал биплан У-2, позднее переименованный в По-2 в честь своего создателя, отца советской авиации Николая Поликарпова. предоставлено КВЗ
Общими усилиями всего за месяц авиаконструкторы переделали У-2 в легкий ночной бомбардировщик У-2ВС. Полезная нагрузка самолета выросла с 267 до 584 кг. В середине четвертого квартала 1941 года завод стал выпускать первые У-2ВС, а с начала 1942-го — началось серийное производство этих самолетов из деталей, полностью изготовленных в Казани.
Благодаря новой версии самолет из мирной учебно-тренировочной машины превратился в грозное оружие для немцев, наводил настоящий ужас на врага. Недаром за каждый сбитый бомбардировщик из Казани немецкое командование обещало большую награду. Боевые машины У-2ВС защищали Москву, воевали на Курской дуге, штурмовали Берлин — сегодня без них невозможно представить сражения нашей армии в годы войны, они стали настоящим символом Победы над фашизмом.
Общими усилиями всего за месяц авиаконструкторы переделали У-2 в легкий ночной бомбардировщик У-2ВС. предоставлено КВЗ
Боевые машины У-2ВС защищали Москву, воевали на Курской дуге, штурмовали Берлин. предоставлено КВЗ
evremya.ru