В последнее время часто встречаются люди, утверждающими, что они верующие... Но что мы, в принципе светские личности, знаем о религии, ее заповедях и проявлениях?
Сегодня пойдет разговор о благотворительности в религии и о том, как религиозные учения повлияли на развитие благотворительности в разных странах и, конечно, особое внимание уделим России и православному христианству.
Наш мир огромен и разнообразен... разные страны, разные истории, разные культуры, разные религии...
Так что же бог, не важно какой, завещал нам, простым смертным, касательно милосердия и благотворения?
Абсолютно в любой религиозной культуре, будь то православное или католическое христианство, протестантство, иудаизм, буддизм или конфуцианство говорится о важности благих дел и помощи нуждающимся. Каждый человек, будь он беден или богат, обязан помочь тому, кому поддержка необходима...
Говорить о религиозных аспектах можно очень много, поэтому остановимся на тех моментах, которые повлияли на направленность благотворительности в разных странах, исповедующих разные вероучения.
Цели милосердия в православном христианстве не предполагают кардинального изменения всей общественной системы, помощь ближнему считается прежде всего личным делом — от отдельного благотворителя к конкретному благополучателю. В России в XVI-XVII вв. благотворительность считалась обязанностью любого знатного и богатого благочестивого христианина. Нуждающийся считался «орудием спасения» для
Католическая церковь очень серьезно относится к идеям благотворительности – христианин должен учить и воспитывать, при этом в не меньшей мере он должен помогать тем, кто нуждается в поддержке. Каждый верующий должен стремиться к благополучию всех людей, не оставаться равнодушным к страданиям ближних и быть, как Христос, сопричастным им. Подготовка социальных работников, проводимая в католических церквях, основывается на равенстве всех людей перед Богом. По этому принципу работают такие благотворительные организации, как Сестры Миссионерки Милосердия матери Терезы Калькуттской.
Протестантство сыграло особую роль в развитии благотворительности в США и в целом мире. Из существующих 100 тыс. благотворительных организаций во всем мире, 54 тыс. находятся в США. Идеи протестантского верования основываются на том, что человек не должен быть объектом жалости, несчастного необходимо в первую очередь научить, как справиться со своей бедой. Именно протестантизм впервые поставил в религиозной форме проблему социально-реабилитационной и психотерапевтической функции благотворительности и социального служения, и положил начало институту благотворительной деятельности. Как раз по этой причине в США так популярны всевозможные общества поддержки, начиная от раковых больных и заканчивая алкоголиками и наркоманами.
В исламе дела милосердия носят практически обязательный характер. Все благочестивые и дееспособные мусульмане должны выплачивать так называемый закят, который является своеобразным налогом. Уплаченные средства направляются на помощь нуждающимся.
Иудейская религия завещает людям помогать всем страждущим, но при этом нужно давать не просто милостыню, необходимо давать человеку возможность самостоятельно встать на ноги.
Для восточных религий таких, как буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и других, благотворительность ассоциируется с возможностью достичь гармонии в мире, т.к. все живые существа связаны друг с другом, то помощь ближнему – это и помощь себе, способ найти просветление и источник счастья. Деятельность некоторых азиатских благотворительных организаций распространяется и на другие страны. Так, например, существует Тайваньский фонд международного сотрудничества и развития, оказывающий странам Латинской Америки, Карибского бассейна, Африки и Океании долгосрочную помощь в областях сельского хозяйства, рыболовства, ирригации, транспорта и информационных технологий, организующий курсы интенсивного обучения для иностранных граждан по различным специальностям.
Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что религия наложила серьезный отпечаток на развитие благотворительности в разных регионах мира. При внимательном рассмотрении становится очевидно, почему в России наиболее распространена адресная благотворительная помощь от одного человека другому, именно потому, что так было заложено изначально во времена, когда религия и церковь занимали лидирующие позиции в обществе. И укоренившееся мнение о том, что только состоятельные люди могут участвовать в благотворительности, по сей день глубоко сидит в головах рядовых россиян. Чего нельзя сказать о США, в которых именно протестантство подняло благотворительность на такую высокую ступень развития, потому что вероучение заложило в людей понимание того, что регулярные, пускай небольшие, пожертвования позволяют благотворительным фондам оказывать своевременную помощь нуждающимся. При этом любой американец знает, что может рассчитывать на помощь, например, в случаи тяжелой болезни.
В нашей стране эти идеи только начинают пускать корни и потребуется еще довольно много времени, когда в умах православных россиян прорастут семена других учений и верований, дающих реальную возможность развивать инфраструктуру благотворительности, тем самым помогая не только тяжелобольным или пострадавшим в чрезвычайных ситуациях людям, но и самим себе, ведь в жизни никто ни от чего не застрахован...