Scopus
1. Bolshakov A.G., Mansurov T.Z. Conflicts of Identities in the South Caucasus and Problems of Integration of the States of the Region into European Structures // World Applied Sciences Journal. – 2013. - Issue 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication). – pp. 43-47.
http://www.idosi.org/wasj/wasj27%28elelc%292013.htm.
Большаков А.Г., Мансуров Т.З. Конфликты идентичностей на Южном Кавказе и проблемы интеграции государств региона в европейские структуры.
Аннотация. В статье рассматривается проблема конфликтов идентичностей на Южном Кавказе и ее влияние на процесс интеграции государств региона в европейские структуры. Анализируются основные факторы формирования и развития конфликтов идентичностей в регионе. Авторы уделяют особое внимание проблемам и противоречиям процесса интеграции государств Южного Кавказа в европейские структуры (ЕС, НАТО), в котором значимую роль играют существующие в регионе конфликты идентичностей. В статье делается вывод, что решению конфликтов идентичностей в регионе Южного Кавказа будет во многом способствовать формирование общенациональной идеи, основанной на прагматичном подходе государства к национальному развитию, где оно будет обязано учитывать и поддерживать культурное, идеологическое и политическое многообразие.
Ключевые слова. Идентичность; конфликт идентичностей; интеграция; региональная интеграция; Южный Кавказ; Европейский Союз; этнополитический конфликт; непризнанное государство.
Краткое содержание статьи.
После распада Советского Союза в южнокавказских государствах происходит изменение социокультурных идентичностей, связанных с радикальными преобразованиями в экономической и политической сферах в этих странах. Актуализируются вопросы гражданской идентичности и трансформации традиционных ценностей, создаются противоречивые образы коллективных идентичностей. Формирование национальных идентичностей в посткоммунистических Грузии, Армении и Азербайджане происходит через соотнесение с предыдущим опытом в ситуации противостояния традиционных ценностей и ценностей либерально-демократического типа. Данный процесс происходил параллельно появившимся этническим конфликтам и конфликтам идентичностей в социальной, культурной, экономической, политической и других сферах. В связи с этим появилась необходимость выстраивания сотрудничества, диалога, согласования общих целей и ценностей, выработки мирных способов урегулирования конфликтов, построения интеграционных проектов в регионе с целью недопущения распада государства и формирования стабильного и гармоничного общества.
Интеграция государств Южного Кавказа в европейские структуры (ЕС, НАТО) осуществляется в различных сферах, в том числе в рамках таких проектов как “Европейская политика соседства”, “Восточное партнерство”, “Черноморская синергия” и других программ и стратегий развития государств региона и их взаимодействия со странами ЕС. Несмотря на разнообразие инструментов и общих принципов сотрудничества между ЕС и государствами Южного Кавказа, европеизации последних, ЕС все еще далек от достижения поставленных им целей: достижения стабильности, демократии и процветания в соседних странах, в том числе на Южном Кавказе. Республики Южного Кавказа совершают поступательное развитие в направлении построения государственности и роста благополучия, однако влияние ЕС и НАТО на это развитие весьма ограничено. Хотя отношения между ЕС, НАТО и Южным Кавказом и развиваются в таких жизненно важных сферах как политика, экономика, безопасность и управление, они часто остаются поверхностными.
Среди факторов, препятствующих интеграции государств Южного Кавказа в европейские структуры можно выделить такие как неурегулированные этнополитические конфликты (грузино-абхазский, грузино-югоосетинский, нагорно-карабахский); существенная разница во внутригосударственном устройстве южнокавказских республик (прежде всего в политической и экономической сферах); разновекторная внешняя политика государств (прозападная ориентация Грузии, многовекторная политика Азербайджана и Армении); интеграция Грузии, Армении и Азербайджана в региональные организации, образовавшиеся на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ГУАМ), которые по ряду направлений и целей противоречат аналогичным в европейских и евроатлантических структурах (ЕС, НАТО); невысокие темпы развития демократии в государствах Южного Кавказа; низкий уровень развития экономики, отсутствие перспективных отраслей промышленности и природных источников сырья (за исключением Азербайджана) и др.
Решению конфликтов идентичностей в регионе будет во многом способствовать формирование общенациональной идеи, основанной на прагматичном подходе государства к национальному развитию, где оно будет обязано учитывать и поддерживать культурное, идеологическое и политическое многообразие.
РИНЦ
1. Большаков А.Г. Наша политическая трансформация: завершение или пауза? // Политические исследования. – 2013. – №2. – С.177-178.
http://www.politstudies.ru/arch/2013/2/index.htm
Аннотация. Книга «Политическая трансформация в постсоветской России» – одна из последних работ в отечественной политологии в жанре транзитологических исследований. Политическая система, сложившаяся в России в постсоветский период, включает в себя одновременные авторитарные и демократические практики, а их баланс постоянно колеблется. Все это вынудило часть российской политической элиты заговорить о необходимости не только экономической, но и политической. Однако, наиболее реалистичный проект модернизации российской политики Д. Медведева, так и не был доведен до конца.
2. Большаков А.Г. Куда идти России?: Заочный «круглый стол» «Империя и современное государство как альтернативы отечественной политической мысли и политической практики» // Политическая наука. – М.: РАН. ИНИОН. – 2013. – № 3. – С. 254-259.
http://www.inion.ru/index.php?page_id=186&id=1104&jid=1088&jj=13
Аннотация. Поводом для дискуссии на «круглом столе» стала публикация классической статьи П.Б. Струве «Никита Муравьев и Павел Пестель. «Российская» (имперская) и «русская» (национально-централистская) идеи в политических проектах декабристов». Журнал «Политическая наука» предложил коллегам поделиться своими соображениями, сосредоточив внимание не столько на проектах декабристов, сколько на альтернативных вариантах политического развития России и их отражении в политических, в том числе идейно-политических традициях. Обсуждение было проведено в форме заочного «круглого стола».
3. Большаков А.Г., Мансуров Т.З. Процесс формирования и развития административно-государственных образований Южного Кавказа // Политическая экспертиза. – 2013. – № 3. – С. 175-198.
http://www.politex.info/content/section/4/30/
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности институционализации региональной политической идентичности Южного Кавказа. Проанализированы основные этапы, внутри- и внешнеполитические акторы институционализации региональной политической идентичности. Показаны потенциальные сценарии развития политических идентификационных процессов в регионе. Автор статьи приходит к выводу, что дальнейшая институционализация политической идентичности в регионе Южного Кавказа напрямую зависит от контента внешней среды региона, а внутренние факторы ее развития пока находятся на втором плане.
4. Маврин О.В. Медиация как элемент модернизации гражданского общества современной России // Вестник экономики, права и социологии. Издательство: ООО информационно-аналитический центр эксперт (Казань) issn: 1998-5533. – 2013. – № 1. – С. 156-159.
http://www.vestnykeps.ru/0113/35.htm
Аннотация. В статье рассмотрены альтернативные способы разрешения конфликтов. Наибольшее внимание уделяется процедуре медиации в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Показаны различия медиации и процесса рассмотрения дел в суде, анализируются перспективы развития досудебной процедуры разрешения спора с помощью посредника (медиатора) в современной России.