Гульфия Расилевна Гайнуллина,
Казанский федеральный университет,
Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18,
gulfiarasilevna@mail.ru.
В статье исследуется история бытования на татарской сцене произведений народного писателя Республики Татарстан, лауреата Государственной премии имени Г. Тукая Амирхана Еники. Татарские театры не раз обращали свое внимание на прозу писателя. На сцене Татарского государственного театры драмы и комедии им. К. Тинчурина были поставлены спектакли «Куркам мин бу бәхеттән» («Я боюсь этого счастья», 1987, реж. П. Исанбет, авт. инс. Н. Шайхутдинов, М. Зяббаров) по повести «Рәшә» («Марево», 1962) и «Гөләндәм туташ хатирәсе» («Воспоминания Гуляндам туташ», 2018) по одноименной повести (1975, реж Р. Загидуллин, авт. инсц. И. Гали). В 2019 г. к повести «Рәшә» («Марево», 1962) обратился молодежный театр «Мизгел» («Мгновение», КФУ, реж., авт. инсц. И. Хафизов), а в 2022 г. – Татарский государственный академический театр им. г. Камала (реж., авт. инсц. А. Зяббаров). М. Зяббаров поставил на сцене молодежного театра «Мизгел» (ТГГПУ) в разные годы спектакли по повестям писателя «Әйтелмәгән васыять» («Невысказанное завещание») и «Йөрәк сере» («Сердечная тайна»). Альметьевский татарский драматический театр поставил на своей сцене спектакль «Тормыш корабы» («Корабль судьбы», 2011, реж. Г. Акбердина, авт. инсц. Ф. Исмагилова).
Материалом исследования послужили инсценировки по мотивам прозы писателя. Предметом исследования – идейно-эстетические особенности писательских и режиссерских находок, приемы сценического воплощения философско-нравственных мыслей А. Еники. Новаторство исследования состоит в изучении актерского мастерства.
Ключевые слова: татарская литература, театр, культура, Амирхан Еники, повесть, спектакль