Медленно, но верно такая фантастика переходит в разряд реальности, правда, пока только гипотетической. А все благодаря учёным, среди которых, к слову, есть и казанцы.
Человечество находится под угрозой вымирания: магнитное поле Земли постепенно разряжается, катаклизмы становятся нормой, а гибель урожая оборачивается тотальным голодом… К счастью, это не наша действительность – завязка сюжета известного фантастического фильма «Интерстеллар». Картина собрала целую россыпь престижных кинопремий. Но лично для меня её ценность в другом: в основу ленты легли научные представления знаменитого физика и астронома Кипа Торна – мирового эксперта в области общей теории относительности. Благодаря ему герои фильма находят спасение человечества в обнаруженной на орбите Сатурна «червоточине» – пространственном тоннеле, открывающем короткий путь в очень далёкую галактику…
Кстати, червоточина – это дословный перевод английского термина wormhole, но в русскоязычной литературе за этим явлением закрепилось другое название – «кротовая нора». Впервые о норах заговорил еще Альберт Эйнштейн, а в конце прошлого столетия эта тема вновь захватила умы учёных. Открываю соответствующий раздел популярной интернет-энциклопедии и с удивлением нахожу в разделе «Люди, внёсшие вклад в развитие теории» рядом с именами знаменитых физиков-теоретиков Джона Арчибальда Уилера и Кипа Торна фамилии трёх наших соотечественников. Один из них – казанец Сергей Сушков.
ДАЛЕКО, НО БЛИЗКО
В конце 80‑х научное сообщество всколыхнула статья Кипа Торна и его коллеги Майкла Морриса. Резонанс она получила не столько благодаря своей полуфантастической теме, сколько тому вопросу, который поставили авторы перед учёными мира. Представим, что наша цивилизация достигла такого уровня развития, что может осуществлять в рамках законов физики, буквально всё, писали они. А дальше спрашивали: может ли такая цивилизация создать кротовую нору? Такая постановка проблемы привела к всплеску интереса к кротовым норам – теоретики принялись искать решения. Тот вызов американских учёных принял и выпускник казанского университета – молодой физик Сергей Сушков.
Сегодня уже доктор наук, заведующий кафедрой теории относительности и гравитации Института физики, научный сотрудник лаборатории «Космология» Сушков довольно сух в своих формулировках. Он – учёный, и такие притягательные для фантастов словосочетания, как, например, «параллельная реальность», вызывают у него лишь иронию.
«Ну и зачем вам это? Кротовые норы…», – спрашивает он меня. Но, буквально, через пару минут, погружаясь в свою любимую научную стихию, начинает в красках рассказывать о предмете своих изысканий.
– Если коротко, то кротовые норы – это гипотетический астрофизический объект, – говорит он. – Это области, которые в популярной литературе называют тоннелями пространства и времени или мостами, соединяющими две разные вселенные. У «кротовой» конфигурации нет центра – вместо него есть часть, называемая горловиной. Проходя через неё, мы попадаем в другую вселенную. Вот такой интересный топологический объект!
…Пролетая под кольцами Сатурна, межпланетный корабль «Эндюранс», наконец, достигает кротовой норы. «Предположим, ты хочешь попасть из одной точки в другую. Но это слишком далеко», – поясняет один из героев «Интерстеллар» другому. Он берёт лист бумаги и рисует в его противоположных краях две удалённые друг от друга точки, а затем складывает лист, соединяя точки, и делает в этом месте прокол: «Кротовая нора искривляет пространство так, что ты можешь срезать путь через другое измерение». Преодолевая короткий космический тоннель, пилоты «Эндюранс» и, правда, оказываются в очень далёкой вселенной…
Одну из первых моделей подобного тоннеля представил отец общей теории относительности Альберт Эйнштейн. Это случилось еще в 1935 году. Вместе со своим коллегой Натаном Розеном с помощью уравнений он вывел классический пример гипотетической кротовой норы, который получил название Мост Эйнштейна-Розена. Правда, великие физики не видели в нём средство передвижения, потому что даже в гипотетическом смысле их тоннель является непроходимым. Его горловина так быстро эволюционирует – расширяется или, наоборот, сжимается, что даже луч света не успевает сквозь неё пройти, какой уж тут космический корабль! Сергей Сушков рассказал нам о попытках учёных создать теоретическую модель самоподдерживающейся или устойчивой кротовой норы. Подобную той, через которую пролетал «Эндюранс».
ЗАГЛЯНЕМ В ЦЕНТР ГАЛАКТИКИ
– Для того, чтобы кротовые норы существовали и были стабильным космическим объектом, необходимо наличие весьма экзотического вещества, – рассказывает Сергей Сушков. – Дело в том, что горловина норы под действием гравитации стремится схлопнуться, а это вещество будет удерживать её от этого.
Еще не так давно такие разговоры о кротовых норах в научном сообществе вызывали улыбку. Пока не была открыта некая невидимая для нас материя – тёмное вещество или, как его еще называют, тёмная энергия.
– Безусловно, тёмная энергия располагает экзотическими свойствами, – говорит Сушков. – Хотя бы потому, что оно – в отличие от привычной для нас материи – обладает энергией отрицательной, потому что имеет отрицательную массу.
Учёные выяснили, что эта тёмная энергия заполняет более 70 процентов вселенной, правда, в очень рассеянном виде. Физики пока точно не знают, что именно оно собой представляет, но одно ясно точно: концентрация тёмной энергии в локальных масштабах настолько мала, что её невозможно обнаружить в условии лабораторий, а, следовательно, с ней пока не получается взаимодействовать. Это вещество можно рассматривать лишь в планковских масштабах, то есть на квантовом уровне, в сравнении с которым даже микромир кажется гигантом.
– Пока что мы предполагаем, что выполнение этих экзотических условий для существования кротовых нор возможно только вот на таком микроскопическом уровне, и рассчитывать на то, что если не сегодня, то завтра учёные построят желаемый тоннель для путешествий – неразумно, – говорит Сушков.
– А что, если кротовые норы уже существуют в природе? – не сдаюсь я. – Где бы вы их искали?
– Пожалуй, наиболее подходящее для этого место – центр галактики.
Дело в том, что согласно современным наблюдениям, в центре любой галактики всегда находится чёрная дыра. Наша галактика «Млечный путь» – не исключение. Предполагается, что в её центре имеется чёрная дыра с массой более чем 4 миллиона солнечных масс. Увидеть данное явление в телескоп невозможно, потому что она уже неактивна и не светится ярким квазаром, засасывая и пожирая все вокруг. Вполне возможно, что это уже вовсе не чёрная дыра, а кротовая нора, ведь эти два объекта очень схожи по своим свойствам, с той лишь разницей, что в чёрной дыре плотность энергии и сила гравитации уходят в бесконечность. А если представить, что долгое время в неё падало экзотическое вещество, накопление которого и ослабило притяжение?
ВЫЗОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Учёные Брукхейвенской лаборатории в США выстреливают атомами золота в гигантском ускорителе – релятивистском коллайдере тяжёлых ионов, крыло которого достигает четырёх километров. Они решили проверить: верно ли, что, сталкивая субатомные частицы на скорости 99,9 процента от скорости света, можно искусственно создать сверхплотную материю, то есть микроскопические чёрные дыры? Пока их заключение отрицательное, но все же они продолжают изучение этих столкновений, чтобы лучше понять, что же всё‑таки произошло в нашей вселенной после большого взрыва.
Пока крупнейшие лаборатории мира осуществляют подобные эксперименты, физики-теоретики предлагают свои – математические – решения создания микроскопических кротовых нор. Сергей Сушков уже давно предложил использовать в качестве источника поддержания микроскопических кротовых нор такую более фундаментальную, нежели тёмная энергия, и, безусловно, реалистичную форму материи, как квантовые поля. Опубликованная им статья на эту тему получила высокий рейтинг цитируемости в научном сообществе.
– Да, пока учёные не нашли ответа на вопрос: можно ли искусственно вырастить кротовые норы, – говорит Сушков. – Но то, что реалистичные микроскопические кротовые норы сегодня существуют, как решение уравнений – это факт.
С ним согласен его коллега Михаил Волков. Старший научный сотрудник НИЛ «Космология» КФУ и профессор Университета Тура (Франция) тоже изучает математическую структуру червоточин и предполагает, что в обозримом будущем учёным всё же удастся открыть кротовые норы. Но пока лишь только в микромире. И это будет «шаг на пути к одной из главных целей теоретической физики: примирению квантовой механики с общей теорией относительности».
Не так давно совместно с профессором Кембриджского университета Гэри Гиббонсом он опубликовал в научных изданиях сразу три статьи. Но только в интерпретации этих учёных кротовые норы выглядят не тоннелем, а очень тонким и бесконечно тяжёлым кольцом, состоящим из экзотической материи. Так, например, масса такого кольца диаметром всего в два метра будет приблизительно равна массе Юпитера, только со знаком минус. К такому варианту учёные пришли случайно – в процессе решения системы уравнений общей теории относительности.
Но всё же давайте представим, что нам удалось сконструировать желаемую кротовую нору‑мы теперь сможем отправиться в путешествие в самые отдалённые уголки вселенной!
– И не только, – развивает эту мысль Сергей Сушков. – Создание кротовых нор неизбежно приведёт к появлению машины времени.
Дело в том, что в основе современной гравитационной физики лежит представление, что пространство и время неразделимы. Поэтому, рисуя гипотетическую кротовую нору, мы говорим о том, что она лежит в четырёх измерениях: три из них – пространство, четверное – время. И это наше четырёхмерное пространство-время искривлено, а гравитация – есть проявление этого искривления. И если нам удаётся создать короткий путь в пространстве, значит, есть такая возможность и для времени. Получается, что через тоннель кротовой норы мы сможем не только осуществлять межзвёздные путешествия, но и перемещаться во времени. Правда, тогда у нас возникнет масса вопросов с причинно-следственной связью. Нельзя отправиться в прошлое, чтобы «наследить» там еще до своего рождения…
«Люди – идиоты…Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы», – сказал в одном из своих последних интервью Рэй Брэдбери. Но лично я всё же надеюсь: еще не все потеряно! А этот самый «космос» создаётся прямо здесь, на нашей родной планете – с помощью простой ручки и бумаги. Именно так самые дерзкие идеи фантастов обычно претворяют в реальность физики-теоретики.
Кротовая нора – пространственный тоннель, открывающий короткий путь в самые отдаленные уголки вселенной. Пока это лишь гипотетический астрофизический объект. Тем не менее, сегодня он существует уже не только в фантастических романах, но и в виде решений математических уравнений.
Сквозь кротовую нору. Кадры из научно-фантастического фильма «Интерстеллар» были признаны некоторыми учеными мира неплохой визуализацией своих работ в области изучения черных дыр и кротовых нор.
Фото: Paramount Pictures (Парама́унт Пи́кчерз)
Черная дыра Гаргантюа в картине «Интерстеллар» – одна из наиболее успешных и реалистичных попыток отразить представления ученых о природе этого, все еще загадочного, явления.
Фото: Европейская южная обсерватория (ESO).
Это фото нашей галактики было получено с помощью радиотелескопа APEX в рамках большого обозрения Млечного Пути ATLASGAL. Согласно современным представлениям, в каждой галактике обязательно находится черная дыра. Предполагается, что в центре «Млечного пути» имеется черная дыра массой более чем 4 миллиона солнечных масс, но она уже неактивна. А, вдруг, это и есть кротовая нора? Ученые не отвергают такой возможности.
Информация взята с сайта: Куда ведёт кротовая нора? — Журнал "Татарстан" (protatarstan.ru)