Азимхан Оразбаевич Ыбырайым,
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати,
Республика Казахстан, 080000, г. Тараз, ул. Сулейманова, д. 7,
azimchan23@mail.ru.
Гульнар Абдулловна Алтаева,
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати,
Республика Казахстан, 080000, г. Тараз, ул. Сулейманова, д. 7,
gulnar.a1969@mail.ru.
Данная статья посвящена специфическим особенностям тюркской анималистической этнокультуры. Анализ научных работ ученых-филологов выявил ряд узловых аспектов художественного освоения проблемы «человек и животный мир». По мнению авторов статьи, в жизни древних тюрок животные занимали особое место, поскольку само существование и благополучие людей было немыслимо без них. Изучение образов животных, встречающихся в составе личных имен, сказочной прозе, пословицах и поговорках, позволяет прийти к выводу о том, что антропоморфические, тотемические представления и другие, связанные с животными верования, реальные явления и случаи привели к появлению сказок о животных. В процессе исследования этнического самосознания татарского и казахского народов авторы выделили магистральную, генерализующую идею – мысль об изначальном родстве человеческого и животного миров. В статье обоснована идея о том, что органическое переплетение жизни человека и жизни животного определило особенности народного мировосприятия, обусловленного причинами национального и этногенетического характера. Через образы животных в устном поэтическом творчестве опосредованно осуществляется обращение к онтологическим и антропологическим темам. В кочевнической аксиологии правомерно выделение общечеловеческих и локальных ценностей, обусловленных бытом древних тюрок, окружающей природной действительностью и зависимостью от формы деятельности. Образы животных используются в качестве изобразительно-выразительных средств при раскрытии таких тем, как тема Родины, единства, материнства, гостеприимства, тема ценности земной жизни. Анализ анималистических мотивов в устном поэтическом творчестве татарского и казахского народов позволил авторам сделать вывод о том, что образы животных правомерно рассматривать как своеобразный код к расшифровке этнического понимания мира.
Ключевые слова: животное, этнокультура, тотемизм, сказка, пословица, анималистические образы, антропологический аспект, кочевническая аксиология, этническое самосознание, онтологические и антропологические темы.