Марат Мингалиевич Гибатдинов,
Институт Истории АН РТ,
Россия, 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5,
marmingi@mail.ru
Анализ европейских и российских учебников истории показывает, что в большинстве случаев мусульманский период в истории рассматриваемых стран или полностью игнорируется, или изображается в негативном ключе. Подобная избирательность обусловливается не только традициями, сложившимися в историографии рассматриваемых стран, но и в немалой степени политическими мотивами. История, тесно связанная с национальным самосознанием, и учебники, в которых эта история излагается, нередко оказываются в центре дискуссии. Создаваемый в учебниках образ исторического прошлого может разделять людей, но может и способствовать их объединению вокруг общего прошлого. Изучение опыта мирного сосуществования и взаимодействия мусульман, христиан и иудеев в Андалусии, Сицилии и Золотой Орде, а также вклада мусульман в развитие европейской истории и культуры будет способствовать не только развитию межконфессионального диалога и взаимопонимания, но и формированию новой европейской идентичности мусульман. История татар (прежде всего – татарских мусульманских общин в Польше, Литве и Финляндии) может послужить хорошим примером интеграции мусульман в европейское общество без потери собственной культурной и религиозной идентичности.
Ключевые слова: преподавание истории, история Европы, образ мусульман, учебники истории, поликультурное общество.