Разносторонняя научная и педагогическая деятельность Татьяны Александровны Геллер являются прекрасным примером самоотверженного служения своей профессии, что может стать хорошим примером для подражания нынешним преподавателям и ученым-литературоведам.
Татьяна Александровна училась на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета, а на старших курсах перевелась в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, который окончила в 1956 году. В 1972 году в МГУ защитила кандидатскую диссертацию по эстетике, получив степень кандидата философских наук. Филологическое и философское образование позволяло Татьяне Александровне в научных трудах и лекциях представлять литературные явления в широком философско-историческом контексте. Почти сорок лет она проработала на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания. Татьяна Александровна была великолепным педагогом, талантливым ученым и представителем интеллигенции в классическом смысле этого слова.
Она преподавала курсы зарубежной литературы и мировой художественной культуры на филологическом факультете. Татьяна Александровна уделяла большое внимание рассмотрению связей между различными видами искусства, прослеживая, например, реминисценции, ассоциации, мотивы античной мифологии в драме, театре и живописи. На своих лекциях Татьяна Александровна умела вызвать живой интерес аудитории, ее актерские способности делали ее предметом восхищения многих поколений студентов. В то же время ее лекции всегда отличались научной глубиной, что вызывало у студентов желание подражать ей и в этом.
Научная деятельность Татьяны Александровны Геллер была связана прежде всего с изучением театра и драмы. Последним ее крупным исследованием стала монография «Мольер в России. Очерки по истории русского восприятия Мольера. XIX век», подводящая итог многолетней работы. Рассматривая многочисленные переводы произведений Мольера, Т. А. Геллер раскрыла механизм создания образа французского драматурга в русской культуре, при этом большое внимание уделяла различию восприятия творчества Мольера на разных этапах развития русской литературы. Сейчас уже можно сказать, что исследование Татьяны Александровны Геллер раскрывает механизмы возникновения мифа о Мольере, одним из создателей которого стал выдающийся отечественный филолог Алексей Веселовский.
Т. А. Геллер неоднократно выступала с докладами на секции русско-зарубежных связей в Пушкинском Доме Академии наук в Санкт-Петербурге, на Пуришевских чтениях в МПГУ, принимала активное участие в Поволжских научных конференциях в Нижнем Новгороде, Саратове, Астрахани. Во время своей последней научной командировки осенью 2002 года на конференцию «Междисциплинарные связи при изучении литературы», проходившей в Саратовском педагогическом институте Татьяна Александровна рассказала об уникальном опыте создания студенческого научного кружка «Эстетика».
Татьяна Александровна преподавала курсы истории зарубежной литературы разных периодов и мировой художественной культуры, однако у большинства студентов она ассоциировалась с курсом античной литературы, читающимся на первом курсе. Вчерашних выпускников общеобразовательных школ поражала манера чтения этого предмета, когда преподаватель увлеченно рассказывал об античных мифах, античных богах, намечая преемственные связи с современной русской и зарубежной литературой. Тем, кто пытался записывать лекции, Татьяна Александровна говорила, что есть хорошие учебники, методические пособия по дисциплине, приучая студентов слушать и впитывать лекцию, а не механически ее фиксировать.
Нестандартные для античной литературы задания к практическим занятиям такие, как выполнение творческой работы «Роль античных образов в поэзии А. С. Пушкина», «Функции античных образов в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина» уже на первом курсе формировали у студентов навыки научно-исследовательской деятельности. Студенты осознавали важную роль, которую выполняли античные мифы в мировом литературном процессе. Замечу, что для меня это первое исследовательское задание, выполненное на первом курсе в педагогическом институте (в декабре 1986 года), стало залогом всей моей будущей научной деятельности: от дипломной работы «Античные мотивы в поэзии А.С. Пушкина», выполненной под руководством дорогой Татьяны Александровны Геллер, до докторского исследования «Формирование представлений о традициях литературы Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов», защищенной в Московском педагогическом государственном университете. А увлечение творчеством Гавриила Державина началось с первого моего доклада на заседании кружка «Эстетика», сделанного по монографии академика М.П. Алексеева «Я памятник себе воздвиг…» (1967), посвященного комплексному изучению стихотворения А.С. Пушкина в контексте традиций Горация – М.В. Ломоносова – Г.Р. Державина. И такое судьбоносное влияние личности Т.А. Геллер испытали десятки выпускников кружка «Эстетика» (1966 – 2003) за сорок лет ее работы в Казанском педагогическом институте.
Об этом писала София Сайганова в статье «Убежище духа», опубликованной к 25-летнему юбилею кружка «Эстетика» в центральной газете «Известия Татарстана» (1992 г. – 9 января. - № 4(21) – С.3): «Это только звучит уныло – «занятия кружка», на деле же в приютившей их аудитории жарко спорят, читают увлекательные доклады, встречаются с учеными, литераторами, актерами, художниками… А во время каникул отправляются в путешествия – по пушкинским местам, на народные промыслы, на родину Эрьзи… Первый выпуск кружка побывал даже в гостях у Корнея Чуковского, к которому не так-то и просто было «просочиться». Это случилось за два месяца до смерти писателя – подаренная им книга с автографом до сих пор любовно хранится в архивах кружка. Сколько студенческих научных обществ благополучно почило в бозе за эти четверть века! Вспомним хотя бы университетский «Лаокоон», через который прошли десятки моих друзей и знакомых. А объединение эстетики в КГПИ (синтез СНО и клуба по интересам) по-прежнему в зените. Почему?». Отвечая на свой вопрос, первая выпускница кружка «Эстетика» София Сайганова, отмечает: «Итак, институтский кружок… Один из немногих, и все-таки, единственный и неповторимый. Приходят сюда, как правило, еще на первом курсе. Робкие девочки и мальчики из сельской глубинки открывают для себя заманчивый и самоценный мир Прекрасного. Поначалу, широко раскрыв глаза, вслушиваются в «ученые» разговоры старшекурсников с руководителем кружка доцентом Т.А. Геллер. Однако быстро осваиваются – в кружке дружеская, непринужденная атмосфера, – начинают работу над заинтересовавшей темой, которая часто перерастает в дипломную работу. На втором – третьем курсах студенты уже читают лекции в школах, участвуют в дискуссиях и научных конференциях, а закончив вуз, ведут факультативы и семинары для школьников.
По всей республике зажглись огоньки от этого жаркого костра. За четверть века в кружке подготовлено около пяти сотен специалистов по мировой художественной культуре, работающих и в вузах республики, и в самых глухих деревнях, что, по-видимому, стало приятным сюрпризом для нашего Миннаробраза. И неважно, что все эти годы не вручался второй диплом – уровень подготовки определяется не «корочкой». Т.А. Геллер, блестящий педагог и человек с большой культуры, лепит из кружковцев Учителей по своему образу и подобию, и это ей удается».
В подтверждении верности такого эмоционального отзыва Софьи Сайгановой хочется отметить, что кружок был основан на добровольной основе, по инициативе студентов и имел свои традиции: занятия проходили вне расписания один раз в неделю – по средам, продолжительность одного занятия составляла 3 – 4 часа.
На заседаниях кружка живо и непринужденно делились впечатлениями о просмотренных спектаклях, о кинофильмах, выставках. Нынешним студентам даже трудно себе представить, что всего лишь каких-то 20-30 лет назад не было Интернета, информацию надо было «добывать» в библиотеках, перебирая для этого огромный пласт материала. Анализируя студенческие впечатления, осознаешь, какая кропотливая систематическая работа предшествовала занятиям кружка. Так, например, на каждом заседании кружка проводился анализ репродукции картины. Запас картин в «галерее» Т. А. Геллер не иссякал.
Подготовка и чтение популярных лекций-бесед стала еще одной традицией кружка «Эстетика». Так, в протоколах заседаний кружка «Эстетика» есть данные об обсуждении лекций для школьников по следующим темам: «Куклы для всех» Резеда Сиразитдинова (ныне – профессор Р. Ф. Мухаметшина), «Художник Борис Неменский» (Э. Гимадиев), «Кого можно назвать культурным человеком?» (О. Шаленая), «О культуре подлинной и мнимой» (Г. Манакова), «Древнегреческий театр» (Ж. Чатурова), «Великие мастера итальянского Возрождения» (Л. Нуретдинова), «Как смотреть и понимать скульптуру? Скульптор С. Эрзя» (О. Соломина), «Что такое хороший вкус?», «Искусство вокруг нас», «Как смотреть и понимать картину?», «Художник и книга» и другие.
Дипломные работы Ж. Ф. Хакимовой «Проблема сценического воплощения драматургии А. А. Блока», А. Ф. Галимуллиной «Античные мотивы в поэзии А.С. Пушкина», Г. Д. Файзиевой «Античные мотивы современной драматургии» выросли из докладов, сделанных на младших курсах на заседаниях кружка. Показательным в этом плане является начало научно-исследовательской деятельности доктора филологических наук Т. Н. Бреевой, дипломный проект которой стал основой кандидатский диссертации на тему «Литературно-критическая деятельность М. А. Волошина».
Татьяна Александровна совмещала в своих лекциях современный научный подход с великолепным актерским мастерством, воплощая в университетских аудиториях несбывшуюся мечту о театральной деятельности. Обладая великолепными актерскими способностями, режиссерским талантом, Татьяна Александровна щедро делилась ими со студентами, во время репетиций и выступлений с литературно-музыкальными композициями, посвященным творчеству А. А. Ахматовой, А. А. Блока и теме Великой Отечественной войны. Она заражала окружающих любовью к театру, помогала раскрыться актерским талантам студентам, многие, получив такой мощный творческий заряд, в последствии сами организовывали театральные кружки в школах, готовили литературно-музыкальные композиции со школьниками.
Т. А. Геллер рассматривала специфику интерпретации античных мифологических образов в русской и мировой литературе, прежде всего в творчестве А. С. Пушкина, что отразилось в рукописи незаконченной монографии «Античные образы в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина», над которой она работала в последние годы. В ее рабочем столе осталась рукопись учебно-методического пособия для студентов и учителей «Методика подготовки и проведения литературно-музыкальных композиций».
Татьяна Александровна умела доверять студентам, учила систематически работать над собой и в учебной, и в научно-исследовательской деятельности. Она создавала вокруг себя атмосферу творческого соревнования, умела поддержать в трудную минуту творчески мыслящего студента, помочь ему раскрыться, поверить в свои силы. Татьяна Александровна была настоящим педагогом, мастером своего дела, просветителем в полном смысле этого слова.
Помимо своих непосредственной работы в педагогическом университете, она постоянно выступала с лекциями перед студентами других вузов, на курсах повышения квалификации учителей, вела занятия в театральных студиях и училище, была лектором общества «Знание». В Общественном университете учителя Т. А. Геллер много лет читала курс «История театрального искусства», раскрывая учителям специфику этого вида искусства. Она была в курсе всех новых театральных постановок Казани и обеих столиц, а когда была в командировках в Москве и Санкт-Петербурге, то смотрела наиболее интересные спектакли и анализировала их на лекциях. Т. А. Геллер не раз специально ездила в столицу, на премьеры спектаклей. В казанских газетах и журналах она выступала в качестве театрального критика, давая оценку постановкам в казанских театрах.
Любовь к литературе, к профессии ученого, педагога Татьяна Александровна Геллер сумела передать и своей дочери – заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы Казанского (Приволжского) федерального университета, профессору, доктору филологических наук Ольге Олеговне Несмеловой, которая продолжила ее научную и просветительскую деятельность. В семье Геллер-Несмеловых филология стала наследственной профессией: внучки Татьяны Александровны Екатерина и Александра Зуевы избрали филологическую профессию в разделе именно зарубежной литературы. Наследниками Т. А. Геллер являются и участники научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXIвеке («Татьянин день»)», которая посвящена памяти любимого педагога. Председатель оргкомитета конференции, профессор О. О. Несмелова, продолжая и преумножая традиции своей матери, наставницы по кружку «Эстетика», членом которой она стала еще старшеклассницей, вносит огромный вклад в пропаганду филологического знания среди студентов и учащихся республики.
Научно-практическая конференция является уникальной по контингенту участников, основанного на стремлении к интеграции вузовской науки со школьной практикой (консолидация научно-творческих сил исследователей разных поколений и уровней: от ученика до вузовского преподавателя-ученого).
Конференция «Литературоведение и эстетика в XXIвеке («Татьянин день»), посвященная памяти Т. А. Геллер с каждым годом расширяет число участников, позволяя на новом уровне продолжить ее многогранную научно-просветительскую деятельность, становится местом встречи выпускников кружка «Эстетика» разных лет, привлекает новые учительские и научные силы для формирования у молодежи любви к литературе и искусству.
Уже более 17 лет нет с нами Татьяны Александровны Геллер, но она остается для нас примером беззаветного служения своему делу. Мы равняемся на нее в работе и жизни.
Ученый-филолог… Учитель… Мастер… Прекрасный лектор… Ироничный и принципиальный Профессионал… Обаятельная Женщина… Добрый и мудрый Друг….
Источник информации: профессор кафедры русской и зарубежной литературы, доктор педагогических наук А.Ф. Галимуллина