Главным словом 2023 года экспертный совет Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина выбрал слово «нейросеть», поскольку оно обозначает стремительно развивающуюся научную разработку, к которой резко возрос интерес. Объективным критерием выбора выступает упоминаемость в СМИ и частотность в речи.
Подводя лингвистические итоги года, ученые Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета проанализировали рост запросов в основных русскоязычных поисковых сервисах и пришли к выводу, что чаще всего пользователи искали аббревиатуры ИИ и ChatGPT. Именно эти слова заняли две из трех приоритетных строчек в русскоязычном рейтинге поисковиков.
Первое слово – ИИ (искусственный интеллект) как способ моделирования ментальных функций человека с помощью компьютерных программ, знакомо носителям языка давно, но среди широких слоев населения вызвало ажиотаж только в связи с последними разработками, о которых мы скажем ниже. Второе слово – ChatGPT – генеративный предварительно обученный трансформер, который реализуется в виде диалогового окна с собеседником на основе ИИ, то есть чат-бота. Вышедший за месяц до нового 2023 года этот робот пробудил особенный интерес в образовательной среде.
Учащимся чат-бот давал развернутые ответы на вопросы и задания по изучаемым дисциплинам, а авторам-разработчикам учебных пособий по иностранным языкам помогал визуализировать нужные лексические и грамматические явления, генерируя иллюстрации, не нарушающие чьи-либо авторские права. Сам себя робот называет «математической моделью, которая имитирует работу нервной системы человека», свое устройство определяет через «множество взаимосвязанных искусственных нейронов, которые обрабатывают и передают информацию в виде сигналов».
С точки зрения лингвистов, некириллическое название чат-бота ChatGPT и не имеющую словообразовательных связей аббревиатуру ИИ «словами года» назвать сложно. В связи с этим «нейросеть» (сокр. от нейронная сеть) – с одной стороны, есть некое компромиссное собирательное понятие, которое отражает существующие тенденции, а с другой – результат умелого переноса иностранного термина на русский язык методом калькирования, то есть поморфемного перевода, в данном случае – второго корня сложного слова, при котором network – это сеть, первая же часть – грецизм нейро- в переводе не нуждается и ранее передавался прилагательным нейронная по стандартной словообразовательной модели при помощи суффикса ‑н(ый).
«Мы наблюдаем случай удачной адаптации интернационализма, следовательно, слово-победитель отвечает важному критерию номинации – освоенности в русском языке. Освоенная лексема, как правило, активно формирует словообразовательные связи. Например, образует прилагательное нейросетевой, а в разговорной речи –универбат "нейронка"», – отметил доцент кафедры русского языка как иностранного ИФМК Тимур Галеев.
Словосочетание «нейронная сеть» употребляется уже давно. В узких научных кругах это понятие было известно уже с середины XX века. Тогда специалистов по кибернетике (У. Маккалок, У. Питтс и др.) заинтересовала возможность математического моделирования сложных биологических процессов, в том числе нервной активности. Со временем зарубежные и советские исследователи (Ф. Розенблатт, М.М. Бонгард, А.И. Галушкин, К. Фукусима и др.) от моделирования естественных сетей перешли к созданию искусственных.
Так появились сетевые модели «перцептрон» и «когнитрон», названия которых так и не стали частью общенародного языка, поскольку применялись только в промышленности, не взаимодействуя с конечным потребителем, то есть рядовым пользователем ПК. С разработкой алгоритмов глубокого обучения в 2007 году, применяемого при распознавании лиц, преобразовании рукописного текста в печатный и созданием технологии «дипфейк» в 2014 году, в разговорной речи закрепилось понятие нейросеть и связанное с ним тематическое поле слов. С первым событием связано то, что словосочетание «нейронная сеть» уступило по распространенности соответствующему композиту, а со вторым – последующий взрывной рост частотности слова «нейросеть».
«Такие изменения говорят в пользу еще одного довода в пользу победителя в номинации – слово приобрело новую семантику. Вследствие технологической революции лексема за последнее десятилетие приобрела дополнительные смысловые оттенки, на основании которых современные нейросети отличают ее как от прежних типов нейронных сетей XX века, ранее использовавшихся в основном в производстве и статистике, так и от ИИ, который стараниями прозорливых фантастов все еще остается в массовом сознании непостижимой, непредсказуемой, а иногда и опасной технологией», – добавил доцент.
Акция с целью выбора слова года проводится в разных странах. В России конкурс проходит с 2007 года. Слово года выбирается экспертным сообществом, включающим в себя лингвистов, педагогов, писателей и журналистов.
Традиционно словом года в России и за рубежом принято называть закрепившийся в языке как примета времени неологизм («постправда», 2016) или стремительно и прочно вошедшее в наш лексикон связанное с ярким событием в общественной жизни заимствование («реновация», 2017). Иногда это уже существующая в общенародном языке («наследие», 2022) либо профессиональной речи («самоизоляция», 2020) лексическая единица, которая приобрела культурно-обусловленные символизм и оценочность, то есть коннотацию. Лексема может служить также лишь отражением ярких, но кратковременных событий («пожар», 2019).
Автор: Центр медиакоммуникаций КФУ, фото: Арина Егорова
Источник информации: https://media.kpfu.ru/news/pobeditelem-konkursa-slovo-goda-stala-neyroset