21 ноября в концертном зале Высшей школы искусств им. С. Сайдашева состоялся третий концерт музыкально-образовательного лектория сезона 2013-2014 гг. на тему «Белое облако Чингиза Айтматова: к 85-летию со дня рождения».
Айтматова называли «каганом духа и падишахом слова», «вторым Чингизом, покорившем мир не мечом, а пером». Книги выдающегося писателя, классика киргизской и русской литературы переведены на десятки языков. Повести-притчи и романы Айтматова стали достоянием мировой литературы. Многие из них были экранизированы.
Проза Чингиза Айтматова обладает эмоциональной выразительностью, музыкальностью, насыщена музыкальными символами и метафорами. Многие произведения Айтматова включают развернутые сцены народного пения, сопровождаемого игрой на киргизском национальном инструменте комузе. Песня помогает героям Айтматова лучше понять свои чувства и разобраться в себе. Нередко музыкальные эпизоды становятся поворотным пунктом в повествовании. Впоследствии в тексты писателя «проникают» и грузинские напевы, и церковные болгарские песнопения, и музыкальная классика (например, AveMariaШуберта, Пятая симфония Шостаковича, музыка Баха). Таким образом, возникает широкое поле для «музыкального приношения» Чингизу Айтматову.
Программу лекторийного концерта составили как произведения национального искусства – обработки киргизских народных песен, миниатюры Абдыласа Малдыбаева, киргизский танец, - так и русская музыкальная ориенталистика, представленная редко исполняемыми сочинениями А.Алябьева («Киргизская песня), А. Гедике («Киргизский марш»). Специально для концерта казанскими музыкантами (доц. КГК Владимиром Гоптарёвым, ст. преподавателем КФУ Надеждой Шириевой) были осуществлены инструментальные и хоровые переложения, доц. КФУ Дамира Гайнетдин поставила хореографический номер, что сделало программу вечера во многом уникальной.
Охваченной оказалась музыкальная культура не только Киргизии, но и всей Средней Азии и Закавказья. Гость из Казахстана – лауреат междунар.конк. Алмас Нартаев – исполнил на домбре (инструменте, сходном по звучанию с киргизским комузом) кюй Курмангазы «Адай», юный виртуоз Левон Амбарцумов с блеском сыграл на рояле «Токкату» Хачатуряна. Народный артист РФ Эмиль Заляльдинов внес в течение вечера еще один легкий восточный акцент, спев шутливую песню З. Хабибуллина «Моя девушка – казашка» (партия фортепиано – Маргарита Коварская). Татарские корни писателя обусловили введение татарского репертуара: романса «Счастье» А. Монасыпова (исп. женский хор Высшей школы искусств КФУ под управлением Надежды Шириевой, концертмейстер – Венера Гатауллина), песни Г.Сайфуллина «Белый конь» (исп. мужской вокальный ансамбль под управлением засл. деятеля иск. РТ Мулланура Габитова, концертмейстер – засл. деятель иск. РФ и РТ Рагде Халитов).
Образы айтматовских героинь, «киргизских мадонн» удачно представили Мария Катиркина (флейта) и Гульнара Батыршина (фортепиано). Непосредственный эмоциональный отклик вызвала у публики композиция «Сон Тулпара», сочиненная и исполненная Никитой Савельевым (гитара). Яркость и масштабность концерту придали музыкальные коллективы: ансамбль народных инструментов Казанской консерватории, вокальный ансамбль «Казан кызлары» (х/р - Гузель Гимаева), ансамбль скрипачей (х/р – Аскар Гумеров, концертмейстер – Виталий Сидоркин).
В концерте нашли отражение и глубокие философские проблемы, поднимаемые в книгах Ч. Айтматова – утрата связи со своим родом, традициями, разрушение нравственных устоев, боль за родную землю. Черты таких жанров, как плач, кошок, погребальное шествие намечены в «Прощай, Гульсары!», «И дольше века длится день», «Плач перелетной птицы»; реквиема - в романе «И дольше века длится день...; «Страстей» - в «Плахе»... Этим объясняется включение в концерт драматических произведений: Плача Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (исп. Эсма Мустафаева), Арии альта из «Страстей по Матфею» Баха (исп. Виолина и Юлия Блиновы), финала Второго фортепианного трио Шостаковича (исп. Гульнара Батыршина, Альмира Сафина, нар. арт. РТ Лариса Маслова). Недавняя трагедия в небе над Казанью сделала восприятие этих произведений еще более острым, пронзительным.
Сценарий вечера, составленный и проведенный Лилией Сафиуллиной, включал фрагменты из произведений Айтматова, а также документальные кадры с участием самого писателя, размышлявшего о поворотных моментах в жизни человека. Концерт, в котором соединились радость и печаль, скорбь и надежда, ориентальное и европейское, личное и коллективное, вызвал желание вновь обратиться к мудрым книгам нашего старшего современника.
Гузель
27.11.13, 22:38
+1
|
Интересный, богатый информацией и профессиональным исполнительством концерт. Спасибо всем. |
Алла
27.11.13, 00:03
+1
|
Спасибо, что в такое меркантильное время у вас царит дух творчества... |
Владимир Николаевич
26.11.13, 11:49
+1
|
Молодцы! Хорошо пели, играли, танцевали. А особенно понравились домбрист из Казахстана и фортепианное трио. |
Алсу
25.11.13, 23:40
+1
|
Прекрасный концерт: высокое мастерство исполнителей и ведущей! |