Краткая справка о реализации проекта
«Организация и проведение образовательно-просветительских экспедиций Программы “Послы русского языка в мире” в Азербайджанскую Республику, Республику Казахстан, Исламскую Республику Иран»
Соглашение от 29 ноября 2018 г. № 073-15-2018-207
Проект Казанского университета «Организация и проведение образовательно-просветительских экспедиций Программы “Послы русского языка в мире” в Азербайджанскую Республику, Республику Казахстан, Исламскую Республику Иран» был направлен на достижение общих целей международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире»:
1) внедрение эффективных механизмов использования волонтерских форм и вовлечение молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность по продвижению русского языка и образования на русском языке, а также в сфере сохранения культурного наследия Российской Федерации;
2) продвижение, поддержка и укрепление позиций русского языка, а также популяризация отечественной культуры, литературы, образования и российской науки в детской и молодежной среде в России и за рубежом;
3) содействие внешнеполитическому курсу Российской Федерации по выстраиванию дружеских и партнерских отношений с другими государствами (http://www.pushkin.institute/projects/posly-russkogo-yazyka/).
В ходе реализации проекта были решены следующие задачи, направленные на достижение обозначенных целей:
1) в школах и вузах в указанных странах проведены интерактивные уроки по русскому языку, знакомящие иностранных учащихся с русским языком, культурой и литературой с помощью игровых средств и интерактивных форм обучения;
2) организованы и проведены интеллектуальные конкурсы на знание русского языка и культуры, викторины, вечера русского языка и культуры в образовательных учреждениях указанных стран;
3) студенческая молодежь РФ вовлечена в волонтерскую деятельность по продвижению русского языка за рубежом;
4) были развиты и укреплены партнерские связи межвузовского и международного характера;
5) мероприятия проекта были освещены в отечественных и зарубежных СМИ, социальных сетях (85 публикаций).
Все 4 мероприятия, проведенные в рамках проекта, имели свою специфику.
1. Организация и проведение регионального отбора волонтеров программы «Послы русского языка в мире»
Участниками данного мероприятия стали 50 студентов российских вузов в возрасте от 18 до 30 лет, прошедшие заочный этап отбора, в том числе 20 чел. из г. Казань. В очном отборе приняли участие студенты 25 российских университетов, среди которых ведущие вузы страны: МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ, КФУ, УрФУ, СКФУ, ЮФУ. Обширной стала география кандидатов в волонтеры программы, приехавших из Барнаула, Уфы, Петрозаводска, Пятигорска, Курска, Томска и Иркутска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Москвы и Санкт-Петербурга, что, безусловно, способствует широкому вовлечению молодых людей к волонтерской международной деятельности, воспитанию у них активной гражданской позиции.
21 – 23 декабря 2018 г. на площадке Казанского университета был осуществлен целый комплекс мероприятий, включающий в себя 9 мастер-классов методистов ГосИРЯП, 9 интерактивных занятий, проведенных действующими послами программы, выполнение участниками отбора творческих письменных и устных заданий (индивидуальных, парных и командных), презентации фрагментов просветительских уроков, экскурсионную программу. В результате трехдневного интенсивного тренинга из 50 участников было отобрано для дальнейшего участия в мероприятиях программы 19 волонтеров из числа студентов, в том числе 2 медиа-посла.
Основным результатом мероприятия стало вовлечение студентов РФ в волонтерскую деятельность по продвижению русского языка за рубежом.
2. Организация и проведение образовательно-просветительской экспедиции программы «Послы русского языка в мире» в Исламскую Республику Иран
В декабре 2018 года впервые в истории программы «Послы русского языка в мире» состоялась образовательно-просветительская экспедиция в Исламскую Республику Иран. В качестве опорного вуза выступил Мешхедский университет им. Фирдоуси – один из старейших и крупнейших, входящий в пятерку лучших вузов страны.
Ежедневно команда КФУ проводила занятия, мастер-классы, ролевые игры, викторины по русскому языку и культуре для обучающихся двух вузов: Мешхедского университета им. Фирдоуси и Боджнурдского государственного университета, 11 студентов которого специально приехали в Мешхед для участия в мероприятиях экспедиции послов русского языка. Всего же за шесть дней было проведено 38 занятий и мероприятий по русскому языку и культуре.
Интерактивные занятия «Россия в цифрах», «Краски мира» и «Русская песня» вызвали живой интерес у иранских студентов и преподавателей. Ролевая игра «Пресс-конференция», проведённая отдельно для слушателей подготовительного факультета и старшекурсников, превратилась в дружеский диалог молодёжи двух стран. Старшекурсники смогли проверить свои знания во время мастер-классов «День России» и «Мир человека в русской фразеологии». Много нового узнали иранские студенты из викторины «Мир Льва Толстого», посвящённой юбилею знаменитого писателя.
Особый ажиотаж вызвал квест «Приключения иностранцев в России», во время которого более 100 студентов в составе 10 команд соревновались в знаниях по страноведению, лексике, грамматике и фонетике.
Параллельно с программой «Послы русского языка в мире» профессором Т.Г. Бочиной были проведены методические семинары (18 часов) для преподавателей русского языка Мешхедского университета им. Фирдоуси, посвящённые современным технологиям обучения русскому языку как иностранному.
Во время закрытия экспедиции проректор Боджнурдского университета господин Хассан Изанлу еще раз подчеркнул важность межкультурного диалога, который состоялся в ходе мероприятий, проведенных послами русского языка из Казанского университета. Проректор по международному сотрудничеству Мешхедского университета им. Фирдоуси господин Габулу выразил надежду на расширение связей Казанского и Мешхедского университетов, организацию совместных магистерских программ и академического обмена.
Проведенное принимающей стороной анкетирование студентов показало, что 100% опрошенных дали высокую оценку занятиям, а также выразили горячее желание снова принять участие в программе «Послы русского языка в мире». Золотой неделей, изменившей их взгляд на русский язык, назвали иранские студенты дни экспедиции, проведенной Казанским университетом.
3. Организация и проведение образовательно-просветительской экспедиции программы «Послы русского языка в мире» в Республику Казахстан
Экспедиция в Республику Казахстан имела стратегическое значение: отношения Казахстана с Российской Федерацией являются эталоном межгосударственных связей, служат ярким примером стратегического партнерства и союзничества, поэтому важными задачами для участников экспедиции являлось содействие укреплению тесных взаимоотношений между странами и сохранению языковой и культурной идентичности соотечественников в иноязычной среде.
Спецификой данной экспедиции является продвижение и распространение русского языка как родного в условиях казахско-русского билингвизма (75% представителей титульной нации владеют русским языком как вторым родным языком). Экспедиция проводилась в Сайрамском районе Республики Казахстан по рекомендации Советника Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Казахстан А.А.Коропченко в сельской школе, ученики которой имеют гораздо меньше шансов для общения с российскими сверстниками, чем жители городов, что повышает социальную значимость мероприятия.
В ходе экспедиции с 10 по 16 декабря с учащимися ОСШ №5 им. Горького Сайрамского района было проведено 35 интерактивных занятий и уроков русского языка и культуры в 5-11 классах на темы: «Достопримечательности городов России», «Устное народное творчество», «Рэп – поэзия?», «Урок-спектакль "Играем жизнь"» и др. Кроме того были проведены квест «Тайны русского языка» в 10-11 классах и методический семинар для учителей русского языка на тему «Образовательный потенциал электронных ресурсов открытого образования по русскому языку». На данном семинаре были проанализированы актуальные методики преподавания русского языка и соответствующие информационные ресурсы, а также были даны рекомендации преподавателям русского языка.
В завершении экспедиции были организованы и проведены заключительные мероприятия: флешмоб, посвященный окончанию экспедиции, с учащимися 9-11 классов и заключительный концерт, посвященный русскому искусству и культуре, номера к которому были подготовлены совместно со школьниками.
Результаты экспедиции освещены в российских и зарубежных СМИ и социальных сетях: 29 публикаций / репортажей.
4. Организация и проведение образовательно-просветительской экспедиции программы «Послы русского языка в мире» в Азербайджанскую Республику
Особенность экспедиции в г. Баку определялась неоднозначным отношением к русскому языку в Республике: с одной стороны, рост интереса к изучению русского языка со стороны и школьников, и их родителей, с другой стороны, активное противодействие распространению русского языка в образовании и даже запреты на проведение мероприятий на русском языке в школах. В такой ситуации формат экспедиции студентов-волонтеров представляется удачным.
Спецификой экспедиции явилось также проведение ее мероприятий в 5 образовательных организациях - 4 государственных вузах и одной частной школе. Работа велась как в языковых вузах (Азербайджанский университет иностранных языков, Славянский университет, а также филологический факультет Бакинского государственного университета), так и в неязыковых (Азербайджанский государственный экономический университет), в частной школе «Baki Modern School». Из 249 участников мероприятий примерно половина не изучали русский язык в школе.
Важно подчеркнуть, что интерес к участию в программе «Послы русского языка в мире» не ослабевает: так, в опорном вузе экспедиции - Азербайджанском университете иностранных языков – был осуществлен «новый набор» в группы для интерактивных занятий с послами (экспедиция приезжает сюда не в первый раз). В течение недели обучение прошли более 40 человек в двух группах. Обсуждалась возможность организации в рамках будущих экспедиций занятий с так называемыми «продолжающими группами». Кроме того, заведующим научно-исследовательской лабораторией «Центр Россиеведения» доктором философских наук, профессором Алиевым Мамедом Арифоглы была высказана идея о будущих возможностях вузовского сотрудничества: конференции, публикации и совместные заявки на гранты, что полностью соответствует общим целям программы, ориентированной на поддержание интереса и приумножению контактов в сфере образования, науки и культуры.
Единственный непрофильный вуз в маршруте экспедиции - Азербайджанский государственный экономический университета (UNEC) – поддержал программу, предоставив возможность провести интерактивные занятия в аудитории студентов, обучающихся на азербайджанском языке. Подобная языковая интеграция в интересах самого вуза, где открыта Русская экономическая школа, расширяет выбор будущих программ обучения (в том числе в партнерском вузе – например, в КФУ, имеющем действующее соглашении с АГЭУ).
Работа со школьниками - традиционное направление программы «Послы русского языка в мире»; новшеством последней бакинской экспедиции стало проведение мероприятий со школьниками частной школы «Baki Modern School», в которой образовательный процесс идет параллельно на трех языках. Особенностью работы в данной аудитории стал крайне высокий уровень владения языком у детей из русского сектора, однако не менее высокий уровень мотивированности и открытости показали дети азербайджанского сектора. Удачно был выбран формат урока, в котором сопрягались факты и данные как о России, так и об Азербайджане, с целью показать и близость исторического пути, и самобытность двух культур.
Весь спектр методических возможностей экспедиции был реализован совместно с филологическим факультетом Бакинского государственного университета: интерактивные занятия для студентов, изучающих русский язык как иностранный («Россия в цифрах» и «Диалоги на русском»), семинар-диалог, посвященный юбилею Л.Н. Толстого, который органично вписался в академический план семинарских занятий по «Истории русской литературы» для студентов 3 курса. Параллельно с программой «Послы русского языка в мире» доцентом КФУ А.Р. Салаховой был проведен методический семинар для преподавателей филологического факультета Бакинского государственного университета ««Кино как окно в русский мир: к вопросу о страноведческом и коммуникативном потенциале аудио-визуальных материалов на уроках РКИ.
Славянский университет – относительно молодой вуз – впервые принял участие в проекте «Послы русского языка в мире». Цели и задачи экспедиции согласуются с профилем и целями этого университета, поэтому аудитория в 45 человек на первых двух занятиях, достойное начало для будущей работы. Преподаватели вуза выразили готовность в будущем принять следующую экспедицию в качестве опорного вуза.
Результаты экспедиции освещены в российских и зарубежных СМИ и социальных сетях: 28 публикаций / репортажей.
Количественные итоги реализации проекта
Проведено 140 интерактивных занятий, викторин, конкурсов, методических семинаров и других мероприятий.
В мероприятиях проекта приняли участие 1282 зарубежных школьника и студента,
64 российских студента – волонтеры и кандидаты в волонтеры программы «Послы русского языка в мире» из 28 университетов РФ.
Количество публикаций о мероприятиях проекта – 85.
- Достигнутые результаты позволяют использовать опыт организации и проведения экспедиций в подобных волонтерских формах деятельности молодежи в рамках продвижения русского языка и культуры, а также образования на русском языке в мире, распространяя его на комплексные мероприятия по пропаганде русского языка и культуры в других странах.
- Образовательно-просветительские экспедиции в рамках проекта могут быть использованы Центрами Россотрудничества в целях реализации планов по проведению мероприятий по продвижению, поддержке и укреплению позиций русского языка, а также популяризации отечественной культуры, литературы, образования и российской науки.
- Проведение волонтерами интерактивных занятий по русскому языку и культуре в школах и вузах способствует мотивированному изучению русского языка в рамках образовательных программ средней и высшей школы местными школьниками и студентами, способствует внедрению в учебный процесс инновационных технологий обучения языку (интерактивных, игровых, проектных).
- Проект способствует повышению профессиональной компетенции преподавателей русского языка и культуры в контексте продвижения современных научно-образовательных технологий в области преподавания русского языка на основе диалога культур (проведение семинаров, мастер-классов, открытых уроков и др.). Мероприятия проекта способствовали привлечению местных учителей к использованию интерактивных методик на уроках по русскому языку и литературе, а также внедрению в учебный процесс образовательных электронных ресурсов открытого образования по русскому языку.
- Опыт проведения экспедиций будет использован для разработки новых методических материалов для преподавания русского языка и культуры в нерусской языковой и культурно-эстетической среде с учетом специфики национальных традиций развития культуры, близости языков и культур.
- Проект нацелен не только на укрепление и расширение русского языкового и культурного пространства, но и на создание привлекательного образа российского образовательного пространства (презентации программ вузов участниками экспедиций, в первую очередь КФУ и Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина).
Основные социальные эффекты проведения проекта заключаются в следующем: