Ежегодно кафедра прикладной и экспериментальной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета совместно с ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» проводит в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы» комплексное исследование специфики преломления мира в культуре и языке народов Республики Татарстан и Российской Федерации. Результаты этой работы получили отражение в очередном – четвертом – выпуске сборника научных статей и двух учебно-методических изданиях.
Сборник статей «Язык в национально-культурном ракурсе: теория и практика» под общей редакцией проф. Л.А.Мардиевой и доц. Т.Ю.Щуклиной, который вышел в ноябре этого года, включает публикации, посвященные таким актуальным вопросам современной лингвистики и лингвометодики, как: общность мировосприятия и универсальные ценности в языковом воплощении; инокультурные ценности и вариативность русского языка; реконструкция культурных смыслов древнеславянской картины мира; преподавание русского языка в условиях этнокультурной фрагментации социума; преподавание иностранных языков в системе полилингвального образования; лингвистические исследования на стыке наук.
Сборник предназначен филологам и лингвометодистам, будет востребован специалистами, занимающимися проблемами региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте. Полнотекстовая версия сборника будет размещена в научно-электронной библиотеке e-library.
Учебно-методическое пособие «Совершенствование речевых умений и навыков» (автор – проф. Л.А.Мардиева) нацелено на активизацию устных и письменных речевых навыков студентов и школьников и совершенствование лингвокультурологической компетенции учащихся. Все отобранные для пособия тексты отражают этнокультурную специфику региона (Республики Татарстан), его столицы (Казани), историю региона.
В учебно-методическом пособии «Изучение сложных имен прилагательных: нормативно-деривационный аспект» (автор – доц. Т.Ю.Щуклина) рассматриваются адъективные композиты как структурные единицы, отражающие связь словообразовательного (определения способа образования), синтаксического (рассмотрения отношений между компонентами опорного, или мотивирующего, словосочетания) анализов с орфографией; поднимаются теоретические вопросы, связанные с наиболее трудными случаями их написания; предлагаются задания, предназначенные для прочного усвоения правописания адъективных композитообразований.
Учебно-методические издания предназначены студентам-бакалаврам филологических факультетов вузов, а также студентам-бакалаврам нефилологических направлений подготовки, изучающим дисциплину «Русский язык и культура речи»; могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка, в частности, будут полезны для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.