27 декабря в 18.00 в актовом зале Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого прошёл четвёртый концерт музыкально-образовательного лектория КФУ. Темой и символом этого вечера стали пушкинские строки из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» - «Ты, Моцарт, Бог…». Художественный руководитель лектория - проф., нар. арт. и засл. деятель искусств РТ М.Я. Коварская, автор сценария и ведущая – к.п.н., член-корр. РАЕН, член Союза композиторов России и Союза композиторов РТ, лауреат международных и всероссийских конкурсов Е.В. Коврикова, администратор – к.п.н., И.Ф. Камалова.
Открыл концерт Молодёжный симфонический оркестр РТ под рук. засл. работника культуры РТ Светланы Лось, исполнивший концерт для флейты с оркестром В.А. Моцарта (солистка – лауреат международных конкурсов, стипендиат мэра г. Казани Анастасия Панкова) и первую часть 3-го Брандербургского концерта И.С. Баха. «Я не вполне уверен, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен, что друг для друга они играют Моцарта», – писал немецкий богослов Карл Барт, и, конечно же, музыкальным стрежнем этого вечера стали произведения неповторимого, божественного Моцарта. Фантазия ре-минор для фортепиано в сочетании с художественным словом (фрагмент Маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»), исполненные студентами Казанского театрального училища (Валерий Антонов) и музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева (лауреат международного конкурса Алексей Ковриков) подарили слушателям возможность задуматься о божественном и земном в жизни Творца, которую так остро чувствовали и Моцарт, и Пушкин, очарование поэзии которого передала песня А. Даргомыжского «К Наташе». (камерно-хоровой ансамбль «СОЗВУЧИЕ» под рук. к.п.н. Е.А. Дыгановой, к.иск. Н.В. Шириевой).
Виртуозно исполненные колоратуры известной арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (лауреат регионального конкурса З. Зарипова (вокал), М. Коварская (фортепиано) передали демонически-страстную натуру этого персонажа, извлекающего из мрака и тьмы все новые и новые испытания для героев оперы. Яркими звездочками засияли и передали уникальный моцартовский характер музыки Рондо из концерта для валторны с оркестром ми-бемоль мажор в переложении для трубы и фортепиано (нар. арт. РТ, лауреат междунар. конкурса Фарид Шигапов), дуэт Сюзанны и Графа (к.иск. Надежда Шириева, Владислав Бадалов) и увертюра из оперы «Свадьба Фигаро» (фортепианное трио преподавателей кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого КФУ (лауреат международных конкурсов к.псх.н. Ю.Л. Блинова; к.п.н., доцент Г.И. Батыршина, Е.В. Коврикова).
Кульминацией вечера стала “Лакримоза” из “Реквиема” В.А. Моцарта (фортепианный дуэт М.Коварская, Е.Коврикова), впечатление от которой было усилено видеорядом, созданном на основе фрагментов из художественного фильма “Амадей” (1984 г., режиссёр Милош Форман). Ярким контрастом стал следующий номер – ария Папагено из оперы “Волшебная флейта”, с лёгким юмором и истинно моцартовским жизнелюбием исполненная В. Бадаловым.
достойным завершением вечера стало выступление Казанского городского женского джаз-оркестра «ФАНТАЗИЯ» под рук. народного артиста РТ Юрия Когана с джазовыми обработками на темы из Симфонии №40 В.А. Моцарта и балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, плавным переходом к которым стала современная стилизация - «Менуэт» из сюиты старинных танцев «Галантные сцены» Э. Артемьева (автор музыки к кинофильмам А. Тарковского и др.), достойно продолжившего мелодическую природу музыки Моцарта (исп. - лауреат международного и дипломант всероссийского конкурса, доцент КГК им. Н. Жиганова, солистка хора ТАГТОиБ им. М. Джалиля Н.К. Костицына). В заключении концерта д.п.н., профессор, зав. кафедрой татаристики и культуроведения, зам. директора по воспитательной и социальной работе ИФМК им. Л. Толстого КФУ З.М. Явгильдина тепло поздравила участников и зрителей концерта с наступающим Новым 2018 годом и пожелала добра, улыбок, вдохновенья, благополучия в доме. Этот вечер – очередной концерт музыкально-образовательного лектория КФУ, успешно реализующего свою культурно-просветительскую миссию с 1960 года, ещё раз со всей очевидностью показал гуманистическую сущность искусства и музыкального образования, главной целью которых является духовное воспитание человека и позитивное преобразование окружающего мира.