Соответствующее подразделение, деятельность которого будет направлена на подготовку экскурсоводов и гидов-переводчиков, в скором времени будет создано в структуре Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. В задачи центра войдут учебно-методическое обеспечение организаций, реализующих курсы для экскурсоводов и гидов-переводчиков, а также взаимодействие с субъектами туриндустрии.
О необходимости модернизации системы подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков говорили 6 июня в Госкомитете РТ по туризму в рамках совещания по вопросу подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков, в котором, помимо представителей различных турфирм, Гильдии экскурсоводов Республики Татарстан, Музея-заповедника «Казанский Кремль» как аккредитующей организации, приняли участие сотрудники КФУ.
Такие разговоры в Татарстане ведутся не первый год. Комитетом по туризму РТ было реализовано множество мер по совершенствованию системы подготовки специалистов такого рода. Так, например, на протяжении последних лет действовала грантовая программа в данной области, согласно которой заинтересованным в получении специальности экскурсовода людям возмещалась часть суммы, необходимой на оплату обучения. Речь шла не только о русскоговорящих экскурсоводах, но и о подготовке гидов, владеющих различными языками. Эта работа увенчалась успехом, однако остаются нерешенными целый ряд проблем.
Количество людей, окончивших специализированные курсы, в последние годы резко возросло. Однако говорить о том, что они стали высококвалифицированными специалистами, увы, не приходится. Очевидно, что наступило время заменить количественные параметры подготовки экскурсоводов переходом на повышение качества образовательных программ. Этого требует и конъюнктура – благодаря усиленной работе татарстанских ученых на историко-культурное наследие Татарстана обращено пристальное внимание как всей России, так и мира в целом. На очереди на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО стоит уже третий памятник в регионе – Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск. И теперь каждый экскурсовод, работающий на этих объектах, должен быть асом своего дела.
«Необходимо признать, что и курсы для экскурсоводов, реализуемые сегодня в стенах Казанского федерального университета, требуют модернизации. После ликвидации Института непрерывного образования КФУ все они переданы под юрисдикцию Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, и мы приняли решение начать работу по изменению ситуации в отрасли с себя, – обозначил проблему директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов. – Существующие курсы будут проводиться на базе Центра развития компетенций «UNIVERSUM+» Центром туристического образования КФУ. Учебные программы будут переработаны и начнут реализовываться в тесном взаимодействии с представителями организаций туристического сектора». В дальнейшем в регионе, разумеется, нужно будет провести стандартизацию учебных программ во всех организациях, занимающихся подготовкой экскурсоводов. Учебно-методическое обеспечение для этих структур будет осуществлять именно Центр туристического образования и взаимодействия с туриндустрией КФУ.
Кроме того, сегодня остро стоит на повестке дня вопрос о сокращении набора на эти курсы и ужесточении требований, предъявляемых к поступающим. Несмотря на большое количество желающих пройти обучение на курсах экскурсоводов - пройти аккредитацию и встать на маршруты, в реальности смогли лишь небольшая часть обучающихся. Для начала, по предложению Рамиля Хайрутдинова, совместно с Госкомитетом РТ по туризму принято решение ввести квоты набора на курсы в текущем году в размере 70 человек в целом для КФУ. Также должен быть введен вступительный экзамен на курсы, результаты которого должны отражать наличие у абитуриента необходимого базового уровня знаний в этой области. Такие нововведения позволят отсеять лиц, которые изначально не подходят на роль экскурсовода. Очевидно, что одновременно решение о квотировании должны принять и другие организации, занимающиеся подготовкой экскурсоводов в регионе. Более того, эти организации должны принять совместное решение по цене образовательных услуг в сфере туризма.
Для выработки заведомо верных подходов к модернизации системы образования в туристической сфере, специалистами республики и, в частности, Казанского федерального университета будет изучен опыт высоко ценящихся российских экскурсионных школ, к примеру, работа сотрудников экскурсионных бюро музея-заповедника «Кижи». Большое внимание предстоит уделить и анализу наличия достаточного количества экскурсоводов, владеющих на хорошем уровне тем или иным языком. К примеру, вчера в рамках совещания представители турфирм в унисон заявляли о том, что есть острая нехватка гидов, владеющих немецким языком. В соответствии с результатами изучения сферы с этой точки зрения, будут определены приоритетные языковые направления подготовки.
Помимо вышеупомянутого, акцент будет сделан и на отборе преподавателей курсов. Ведь здесь речь идет не столько о наличии знаний общего плана, и даже об умении с увлечением рассказать об истории города, улицы, системе городского хозяйства – сколько методических основах этой профессии, практических навыках работы, которые преподаватель должен развить у будущих экскурсоводов.
Немаловажно и выработать единый подход к подготовке экскурсоводов для всех объектов историко-культурного наследия региона. Пока, например, в Казанском Кремле невозможно стать экскурсоводом без прохождения соответствующей аккредитации, в Свияжске встречаются экскурсоводы, не окончившие вовсе специализированных курсов.
Работа, как видно из вышесказанного, предстоит масштабная. Ход ее выполнения теперь будет регулярно обсуждаться в рамках совещаний, проходящих на базе Госкомитета РТ по туризму.