В предверии 75-летия победы, Российское общество социологов (РОС) огранизовало федеральный проект «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне», участие в котором приняли сотрудники Лаборатории социологических исследований.
В фокусе внимания – российские студенты, люди, находящиеся на этапе определения жизненных ценностей и стратегий, которые в ближайшей перспективе станут определять вектор общественного развития страны. Территория исследования – Россия, полевой этап – декабрь 2019 г. – март 2020 г. Предмет исследования – отношение студентов к событиям времен ВОВ. Объем выборки – 14626 студентов из 80 вузов и 50 городов России и стран бывшего Советского Союза.
Студенческая молодежь Республики Татарстан в контексте данного исследования представлена учащимися казанских вузов (случайная выборка - 238 чел). Сотрудниками Лаборатории социолгических исследований был огранизован сбор эмпирической информации, ее обработка и анализ в результтате чего подготовлены ряд статей и части монографий.
Самосознание любого общества начинается с истории. Образы отдельных эпох и личностей, представления об исторических бедствиях, или, напротив, триумфах – сложная система символов, которая формирует смысловую основу национальной, этнической и гражданской идентичности. Особенно это актуально для представлений, связанных с самой масштабной трагедией в новейшей истории России, – Великой Отечественной войной (ВОВ). Проведенное исследование показало, что студенты Казани стремятся сами определять содержание такого понятия как "патриотизм", зачастую не поддерживают милитаризм, однако с уважением и глубоко эмоцинально относятся к памяти о великой Отечественной Войне и ассоциируют ее как с судьбой страны в целом, так и с судьбами членов собсвенной семьи (в основном прадедушек и прабабушек). Основные каналы, в рамках которых студенты получают представления о военном прошлом - это беседы со страшими членами семьи, книги и фильмы.