2 июля 1796 г. родился Михаэль Тонет – немецкий и австрийский мастер-мебельщик, гений промышленного дизайна, создатель знаменитой «венской мебели». Именно он запатентовал технологию создания предметов интерьера с помощью горячего пара. Буковую древесину на его фабрике размачивали и нагревали, что позволяло придавать ей почти любую форму. В 1859 г. Михаэль Тонет представил публике модель №14. Простой и красивый стул из шести деталей отличался невероятной прочностью. Сам Тонет якобы сбросил один их них с Эйфелевой башни. И стул не разбился. С 1859 по 1930 гг. было продано 50 миллионов копий этой модели. Силуэты мебели «THONET» в своё время были так же узнаваемы, как сегодня продукция IKEA и Apple.
В XIX в. простая, удобная, а, главное, прочная мебель была необходима университету, как воздух. Студентов становилось всё больше, характер у них был боевой, неспокойный. И лучшим решением в таких условиях стала покупка университетом знаменитых венских стульев. В Актовом зале Казанского университета в конце XIX в. венские стулья составляли несколько задних рядов. Во время торжественных мероприятий, лекций и театральных представлений их занимали студенты.
Сегодня в Музее истории Казанского университета хранится три стула, которые стояли в актовом зале в XIX в. Все они изготовлены знаменитой фирмой «THONET». Первый – это тот самый классический THONET №14 1870-х гг. с узором в виде морской раковины на сидении. Ещё два стула имеют ту же конструкцию, но сидение перфорировано и отверстия складываются в изображение цветка. Один из них хранится в фондах Музея истории, второй – в мемориальной «Ленинской» аудитории.
В 1982 г. были начаты работы по восстановлению интерьера актового зала университета. Историк Григорий Наумович Вульфсон писал: «венских стульев ни одна отечественная мастерская, насколько нам было известно, не делала. И реставрационные мастерские от их изготовления категорически отказались». В итоге стулья было решено покупать у жителей города. Фотография сохранившегося стула «THONET №14» была размещена в газете. Таким образом, было собрано больше 20 штук. И ещё больше ста стульев университету передала Республиканская детская больница.
Сегодня в Императорском зале и Музее истории Казанского университета хранятся 102 стула, из тех, что профессор Г.Н. Вульфсон собрал в 1980-х гг. Все они являются оригиналами второй половины XIX – начала XX в. Среди них 5 стульев фирмы «THONET». Они отличаются друг от друга, но все являются вариациями классической формы №14: у трёх на сидении нет узора, на двух изображен различный растительный орнамент.
83 стула очень похожи на тот самый, что стояли в университете в 80-е гг. XIX в. Лёгкие, изящные с узором в виде раковины на сидении. Их Республиканская детская больница передала КГУ в 1980-х. Но вот что интересно. Эти стулья выполнены не фирмой «THONET», а их главным конкурентом – «Jacob&Josef Kohn».
Дело в том, что в 1869 г. утратил силу патент Михаэля Тонета. У него сразу появилось множество конкурентов. И некоторые из них смогли быстрее попасть на российский рынок. Фирму «J&JKohn» основали во второй половине XIX в. в Австрии Яков Кон и его сын Йозеф.
Их мебель ничем не уступала по качеству и красоте товарам Михаэля Тонета. Обе фирмы получали золотые медали на различных выставках в Европе, иногда, на одних и тех же. Мебель Конов пользовалась такой популярностью в Российской империи, что отец и сын даже открыли здесь две свои фабрики в Ново-Радомске и Ревеле (на территории нынешних Польши и Эстонии). По сохранившимся этикеткам мы знаем, что стулья «J&JKohn» были куплены в «Мебельном магазине Н.С. Федорова» в Казани, когда Республиканская детская больница ещё была Земской. Кроме них, в Императорском зале сегодня стоят стулья польской мастерской «Войцеховъ»и казанской «Фабрики гнутой мебель братьев Курбатовых».
Прикоснуться к подлинной истории, оказаться на месте студента XIX в., вы сможете в нашем музее. Работы мастеров-мебельщиков сегодня не скрыты за витринами, а занимают свои исторические места в Императорском зале Казанского университета.