Параджанов - автор нескольких фильмов-шедевров: «Тени забытых предков», «Цвет граната» («Саят-Нова»), «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»(1988).
Феллини, Годар, Вайда и Тарковский называли его гением.
Человек абсолютной внутренней свободы, он был непредсказуемым, эксцентричным, эпатажным, невероятно и разнообразно одаренным и не очень удобным в быту. Рассказывают, что однажды он вышел на улицу и пригласил в гости около ста случайных человек, а когда выяснилось, что в квартиру все не помещаются, он разложил ковры на лестницах и, рассадив гостей, ездил туда-сюда на лифте по этажам, обнося гостей вином и фруктами...
Судьба его, как и всякого гения, трагична. Он трижды сидел (понятно, где) за то, что как всякий порядочный человек, выступил против преследования украинской интеллигенции. Власти быстренько сфабриковали обвинение и осудили его по уголовной статье за нетрадиционную сексуальную ориентацию. Освободили его стараниями Лили Брик, возлюбленной Маяковского, чья сестра Эльза Триоле была замужем за видным французским писателем и коммунистом, Луи Арагоном. Здоровье Параджанова было подорвано, он умер от рака легких.
Лиля Брик дружила с Параджановым, а ее муж, Василий Катанян, написал о нем воспоминания - "Цена вечного праздника". Книга эта есть в нашей библиотеке и в настоящее время находится на выставке в читальном зале № 1. По окончании экспозиции ее можно будет выписать на абонемент, как и книгу Параджанова "Исповедь" , которая представляет собой сборник его сценариев, письма из зоны, рисунки и репродукции картин.
Живопись и коллажи Параджанова - это тема отдельного разговора. Слова Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора" - именно о Параджанове. Свои коллажи он делал из того, что было под рукой - пуговицы, пробки от бутылки, битое стекло, ракушки, обрывки тюля, яичная скорлупа... Получались шедевры. «Параджанов материализовал дух» - сказал о нем Юрий Норштейн.
Предлагаем познакомиться с несколькими коллажами Сергея Параджанова.