Программа социально-культурной интеграции мигрантов. В рамках программы были реализованы два направления: Проект национально-культурного объединения «Наш город»; Культурно-образовательная программа «Мир народной культуры». Основная группа методов включала: 16-ти факторный опросник Кеттелла; Методику «Твоя жизненная позиция»; Метод социометрии; Тест «Я в учебной группе» (тест был адресован детям мигрантов, его задача состояла в определении – определить характера восприятия психологического климата в группе). Оценка эффективности педагогического эксперимента осуществлялась по нескольким направлениям: социально-культурная результативность эксперимента – в данный блок вошли критерии, фиксирующие личностные изменения в широком социальном контексте; социально-педагогические критерии эффективности.результаты педагогического эксперимента показывают, что народные традиции как системная целостность выступают базовой платформой жизнедеятельности, а их востребованность позволяет оптимизировать все составляющие образа жизни и социально-культурной среды обитания личности мигранта – пространства его повседневной жизнедеятельности. Результаты педагогического эксперимента показывают, что педагогически оснащенный процесс реализации интеграционных и адаптационных возможностей традиций народной культуры существенно повышает эффективность социально-культурной интеграции мигрантов, включая мигранта и членов его семьи в территориальную общность «мы», предоставляя возможность проявить свой творческий потенциал и почувствовать свою значимость в решении проблем новой родины, способствуя национально-культурной идентичности, закладывая ценностную основу толерантного поведения. У детей-мигрантов этнокультурная идентичность проявлялась органично во всех жизненных ситуациях, при этом принадлежность к другим культурам и религиям не выступала критерием выбора партнера по диалогу. Уровень интегрированности положительно сказывается на общем развитии личности ребенка семьи мигранта, формировании коммуникативности, чувства собственного достоинства, ценности здорового образа жизни. Педагогические результаты свидетельствуют об эффективности региональной модели поликультурного объединения, в рамках которого виды социально-культурной, образовательной и воспитательной деятельности в совокупности обеспечивают единство и взаимодополняемость процессов социализации, инкультурации и самореализации личности всех членов семьи мигранта. Эксперимент показал, что взаимное проникновение и обогащение различных этнокультур, создание привлекательного образа всех этносов, проживающих на территории, формирует толерантные взаимоотношения и сохраняет атмосферу социального мира и согласия. Поэтому социально-культурную интеграцию мигрантов и членов их семей следует рассматривать в качестве актуальной задачи, в решении которой должны принимать участие все ответственные субъекты культурной жизни территории, ибо от ее решения зависит минимизация всего комплекса других проблем, а в конечном счете – процветание и развитие города, республики и страны в целом.