1.Разработка критериев оценки,совершенствование и повышения знаний студентов в период обучения в вузе
Фокина Л. Д.
Аспирант, старший преподаватель
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Якутск
e-mail: foxlydim@mail.ru
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные существующие методы оценивания компетенций, выявлены проблемы внедрения компетентностного подхода.
Ключевые слова: оценка компетенций студента, уровень формирования компетенций, федеральный государственный образовательный стандарт.
Fokina L. D.
Post-graduated, senior lecturer
Baikal national university of economics and law,
Yakutsk
e-mail: foxlydim@mail.ru
METHODS OF ESTIMATION SKILLS OF STUDENTS IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION
Abstract: This article describes the main existing methods for estimating skills, the problems implementing competence – based approach.
Keywords: estimation of student’s competencies, level to build skills, state educational and professional standards,
В связи с переходом на двухуровневую систему образования федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые требования к студенту и выпускнику в целом. Если раньше оценивание происходило при проверке знаний, умений и навыков (ЗУН), то сейчас требуется оценивать компетенции как общие, так и профессиональные, т.е. кроме теоретических знаний студенты должны показать применение своих умений в той или иной ситуации.
В новых образовательных стандартах третьего поколения на первый план выходит понятие компетентности как понятие развития не только знаний, умений и навыков, но и развития способностей для их применения. Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки [2].
Для определения уровня формирования компетенций студента, который прошел соответствующую подготовку, в настоящее время разработаны следующие методы и подходы.
Модульно – рейтинговая система оценки.
Этот метод заключается в том, что весь учебный материал делится на логически завершенные модули (блоки), после изучения каждого выставляется определенное количество баллов. Модульно – рейтинговая система позволяет оценить индивидуальные возможности студентов: активность, неординарность поиска решений, целеустремленность и т. д. Баллы складываются из обязательных видов работ: лабораторные, практические, домашние индивидуальные работы, самостоятельные, контрольные работы, а также дополнительные по выбору студента – это и участие в олимпиадах, в конференциях, в научно-исследовательской работе студента и т. д. При работе по модульно – рейтинговой системе допускается возможность оценки студентов без экзаменов и зачетов.
С внедрением компетентностного подхода модульно – рейтинговая система используется для оценки образовательных компетенций студентов, осуществляя непрерывный контроль за усвоением учебного материала и повышения объективности оценки качества учебной работы студентов преподавателями [1].
Кейс – метод.
Его название происходит от английского слова «кейс» - папка, портфель, в то же время можно перевести, как метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа. Метод заключается в использовании преподавателем ситуаций, проблем, целью разбора, которых являются знания, приобретенные в результате активной и творческой работы. Студенты самостоятельно находят решение проблемы путем сопоставления факторов (разных точек зрения), выдвигают разные гипотезы, делают выводы и заключения. Например: Распределение торговых фирм по размеру месячного товарооборота характеризуется следующими данными:
Товарооборот, млн. руб.
До5
5 – 10
10 – 15
15 – 20
20 – 25
25 и более
Итого
Число фирм
20
26
20
14
10
10
100
Определите: средний размер месячного товарооборота на одну фирму, модальное и медианное значение месячного товарооборота, сделайте выводы о характере данного распределения.
Таким образом, студенты учатся решать ситуационные задачи, приближенные к действительности.
Метод портфолио.
Портфолио – это комплекс индивидуальных учебных достижений студентов. Они могут содержать результаты контрольных срезов, сертификаты участия в олимпиадах, в конференциях, а также наиболее значимые работы и отзывы к ним. При этом важно, что студент сам выбирает и решает, что именно будет входить в его портфолио, то есть вырабатывает навыки оценивания собственных достижений.
Метод развивающейся кооперации.
Целью этого метода является объединение усилий для решения поставленной задачи, проблемы. Если в выше сказанных методах в основном акцент ставится на индивидуальные качества студента, его достижения и умение вести себя в разных ситуациях, то при развивающейся кооперации сформулированные задачи одному решить не по силам, поэтому необходимо коллективное мышление, с распределением внутренних ролей в группе.
Основными приемами данного метода обучения являются:
Этот метод еще называют – коллективным способом обучения или демократическая система обучения по способностям, автором которой является В.К.Дьяченко. Согласно этому методу студенты делятся на группы из 5-8 человек. Творческие группы могут быть постоянными и временными. После того, как каждая группа предложит свое решение поставленной проблемы, начинается обсуждение со всей группой, для выявления истинно верного решения. Используя этот способ на практике, студенты учатся работать в коллективе, учатся умению слушать, делать выводы [5].
Стандартизированные педагогические тесты.
В данном направлении сделан большой шаг. В настоящее время тестирование используется не только как проверка учебного модуля программы, но и на более продвинутом уровне. С внедрением компетентностного подхода тестирование проводится с целью определения качества обучения и образования в целом вузе, примером является федеральное тестирование (ФЕПО).
Новая теория тестов основана на математических моделях, которые дают наиболее объективные результаты тестирования [6].
Основные математические модели:
,
Где s – уровень подготовленности участника тестирования ,
t – уровень трудности тестового задания t,
- вероятность правильного выполнения задания.
На практике чаще используют
Так как модель Раша описывает вероятность успеха испытуемого, как функцию одного параметра, то ее иногда называют однопараметрической моделью.
В настоящее время в реализации компетентностного подхода и создании системы оценивания компетенций студентов ВПО возникают проблемы, которые определены следующими факторами:
Оценка уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников требует создания новой инновационной технологии оценивания совокупности приобретаемых обучающимися ЗУН и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции. В контексте разработки инновационных подходов к проектированию оценочных средств для контроля качества компетенций выпускников вузов ряд исследователей [4] предлагает сформулировать методологические основы этого проектирования и построить общую модель сравнительной оценки качества подготовки. Эта модель может включать следующие структурные компоненты: объекты оценивания и их предметные области; базы оценивания (нормы качества – системы требований); критерии оценивания (как признаки степени соответствия установленным требованиям, нормам, стандартам); субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты различных комиссий); средства и технологии (процедуры) оценивания.
Список литературы:
Рабочий адрес: | Набережные Челны, ул. Проспект Мира, д. 68/19, Учебно лабораторный комплекс - 1 (УЛК-1) |
Номер кабинета: | 115 |
Телефон: | 391912 |
Факс: | (8552) 39-59-72 |
E-mail: | GMAhmadiev@kpfu.ru |
Twitter: | https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=264529 |
Google scholar: | https://scholar.google.ru/citations?user=LcclgtEAAAAJ&hl=ru |
Google+: | https://scholar.google.ru/citations?user=LcclgtEAAAAJ&hl=ru |
Уникальный идентификатор в Scopus (Author ID): | http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=6507210975 |
Google Scholar: | https://scholar.google.ru/citations?user=LcclgtEAAAAJ&hl=ru |
Уникальный идентификатор в Web of Science (Researcher ID: | http://www.researcherid.com/rid/O-5869-2015 |
[Профиль автора в Science Index]: | https://elibrary.ru/author_settings.asp?id=264529 |